Главная / Библиотека / Статьи / Будем помнить о том, что Христос Воскрес ради нашего спасения.

Будем помнить о том, что Христос Воскрес ради нашего спасения.

Накануне праздника Светлого Христова Воскресения настоятель свято-Троицкого храма протоиерей ответил  на вопросы корреспондента городской газеты “Мариупольское время” Дарьи Пановой:

1. о. Гавриил, в субботу в Иерусалиме ожидается схождение Благодатного огня. Будет ли доставлен он в мариупольские храмы?

В настоящее время мы не располагаем информацией о том, будет ли Благодатный огонь доставлен в г. Мариуполь.

2. Пасхальное имеет особую структуру. Поскольку не все прихожане понимают суть происходящего в этот день, могли бы Вы пояснить значение ключевых моментов службы?

Праздник Воскресения Христова, Святой Пасхи, занимает центральное место среди всех христианских праздников — «праздников праздник и торжество торжеств». Слово «Пасха» означает «прехождение». В Ветхозаветной Церкви Пасхой назывался праздник, установленный в воспоминание исхода народа израильского из Египта и освобождения иудеев от египетского рабства. А в Церкви новозаветной — в знамение того, что Сам освободил нас от рабства смерти, от рабства греха и диавола. Воскресший Господь извел из ада души праведников, и верующим в Него дарует жизнь вечную.

Все богослужение Святой Пасхи особенно торжественно и проникнуто одним чувством — ликующей радости о Воскресшем Господе.

Праздничная Утреня предваряется крестным ходом. Священнослужители в белых облачениях выходят из алтаря с пением стихиры:

«Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

«Воскресение Твое, Христос , воспевают Ангелы на небесах. Удостой и нас на земле чистым сердцем прославлять Тебя.»

Крестный ход обходит вокруг храма, подобно женам-мироносицам, шедшим рано утром ко гробу Спасителя. Все молящиеся идут с возжженными свечами. Шествие останавливается перед закрытыми дверями храма, как бы у гроба Господня. И здесь же, на ступенях храма начинается праздничная Утреня: Настоятель после обычного возгласа, начинающего Утреню, вместе с остальными священнослужителями трижды поет (краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника) Святой Пасхи:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

«Христос воскрес из мертвых, смертию победив смерть и находящимся в гробах (т.е. мертвым) даровав жизнь.»

Затем тропарь этот трижды повторяется хором. Настоятель впервые произносит ликующее пасхальное приветствие «Христос воскресе!». Утреня продолжается стихами древних пророчеств царя Давида о Воскресении:

«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…».

«Да восстанет (воскреснет) Бог и рассеются враги Его…»

После каждого стиха хор поет тропарь «Христос воскресе…». После этого все входят в храм под пение праздничного тропаря.

Исхождение из храма и закрытие его дверей символизирует еще и изгнание наших прародителей из рая. И лишь Христос Искупитель открыл для нас снова райские двери. Когда в начале Пасхальнй утрени отверзаюся вновь врата храма — это знаменует отверзение для рода человеческого райских дверей Христовой смертью и Воскресением.

По входе в храм произносится молитва, великая ектения, и затем поется пасхальный канон. Начало каждой песни канона запевается священнослужителями в алтаре. После каждой песни канона произносится малая ектения. После канона поется светилен:

«Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть, Пасха нетления, мира спасение».

«Плотию уснув, как смертный, Ты — Царь и Господь, воскрес в третий день, воскресив из тления Адама и упразднив смерть, Пасха безсмертия, мира спасение».

Затем поются песнопения, называемые стихирами. После чего все молящиеся в храме приветствуют друг друга пасхальным приветствием «Христос воскресе!». Священник читает слово святителя Иоанна Златоуста на Пасху.

Литургия начинается, как и утреня, по Пасхальному чину, на Литургии поются особые Пасхальные песнопения. И бесконечное количество раз поется тропарь «Христос воскресе из мертвых…» Мы снова и снова приветствуем Христа Воскресшего, ведь в воскресении Христовом вся суть христианства, весь смысл нашей веры.

3. Как правильно готовиться к Пасхе и праздновать ее, на что следует обратить внимание воцерковленному и невоцерковленному человеку?

Читайте также:  Обрезание Господне

К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом — временем покаяния и духовного очищения. Пасхальную радость невозможно пережить во всей полноте, не постившись, хотя бы и не так строго, как предписывают монашеские правила. Если вы пробовали поститься перед Пасхой, то сами можете подтвердить это.

Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень «легкое» и радостное. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом — большинство церквей в пасхальную ночь переполнены.

На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того как окончится служба, верующие «христосуются» — приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!»

Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи.

Следует отметить, что до начала пасхального богослужения, пасхальной утрени неуместна подготовка к празднику в том смысле, в каком мы ее часто по-житейски понимаем, т.е. преждевременное как бы празднование Пасхи, которое, к сожалению, у нас становится достаточно популярным. Довольно странно видеть людей, которые приходят еще до начала богослужения в храм уже так или иначе «отпраздновавшими» праздник, это неправильно, это довольно странная традиция. Естественно, люди готовятся к пасхальной трапезе, естественно, люди готовятся к тому, чтобы нарядными прийти в храм, но это не должно быть никак связано с преждевременным отмечанием праздника.

4. Святить пасхальные куличи – это исключительно народная традиция или церковный устав это также предусматривает?

Читайте также:  Завет святителя Феофана Затворника

Пасхальный кулич – это главное блюдо на праздник Светлого Воскресения. Традиция выпекать кулич на Пасху уходит своими корнями далеко вглубь истории.

Согласно ветхозаветным учениям праздник Пасхи до рождения Иисуса Христа отмечался, как освобождение народа из-под египетского гнета. В этот день принято было есть мацу – пресные хлебцы и мясо молодого агнца, благодаря Господа за то, что помог обрести свободу и землю.

Сегодня же пасхальный кулич на столе – это символ присутствия Бога в доме, поскольку именно дрожжевой хлеб был освящен Иисусом во время Тайной вечери. Также пасхальный кулич на столе в праздник Святого Воскресения символизирует почтение к Иисусу, который вкушал хлеб с апостолами.

5. Как следует разговляться?

Разговляться все-таки должен тот, кто заговлялся. В духовном смысле что такое пост? Это подготовка души к переживанию страстей Христовых и подготовка к встрече воскресшего Христа. Как мы готовимся к встрече какого-нибудь драгоценнейшего гостя? Стараемся навести порядок в доме, подготовить пышную, торжественную еду, привести себя в порядок. А получается, если я не заговлялся, и не соблюдал пост — то великий, драгоценный гость приходит ко мне, а у меня грязная тряпка под порогом, остатки еды где-то на кухне, постель не заправлена. И какой тогда смысл встречать этого гостя и как тогда разговляться, если мы этого поста не соблюдали? Как семейная традиция — разговление не соблюдающих пост имеет место быть, но в духовном смысле это чистая профанация. Не постившись, нет смысла разговляться.

Что касается того, как это надо делать, — четкую последовательность действий Церковь не прописывает.

Любые резкие перемены в образе жизни неблагоприятным образом сказываются на нашем здоровье. Вспомните свое состояние при резкой смене часовых поясов. Еще более тяжелый стресс переживает организм при внезапном возвращении от постной пищи к традиционной еде.

За время поста пищеварительная система не только отдохнула, но и успела достаточно «разлениться». Плавно вернуть ее в активное состояние поможет частая еда небольшими порциями.

6. Ваше напутственное слово и пожелание нашим жителям накануне Светлого праздника?

Читайте также:  Обретение мощей преподобного Серафима Саровского

Искренне желаю всем вам в светозарную пасхальную ночь насладиться неоскудевающей пасхальной радостью. Дай Бог, чтобы эта радость о Христе Воскресшем была добрым маяком в нашей жизни; была той опорой, которая поддерживала бы нас в трудные минуты, а, может быть, даже и минуты отчаяния, которые вольно или невольно настигают нас в этой земной жизни. Будем помнить о том, что Христос Воскрес ради нашего спасения. Христос Воскрес, а значит, и мы с вами призваны к этому воскресению.

Я хочу пожелать всем хранить веру, преумножать ее в своем сердце, разделять свой опыт с другими людьми, творить дела милосердия и правды. Тогда наша жизнь и жизнь мира будет другой, и Христос Воскресший, победивший диавола и смерть, – с нами на этом пути. А если Он с нами, то кто против нас?

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Часть 3. Хронология исторических книг Ветхого Завета

О реальности библейских событий: Священное Писание и археология. Часть 3. Хронология исторических книг Ветхого Завета

Священное Писание показывает нам, что Бог живой, Он говорит с человеком, и человек может говорить с Ним. Тем не менее, доказательств подлинности библейских книг требует всё большее число людей, особенно тех, кто интересуется историей. В связи с этим в третьей статье настоящего цикла рассматривается датировка некоторых событий из таких исторических книг Ветхого Завета, как книга Иисуса Навина и четыре Книги Царств.