Главная / Библиотека / Статьи / Прощение (Неделя сыропустная)

Прощение (Неделя сыропустная)

Теперь только несколько дней осталось до начала Поста. Уже в течение Мясопустной недели, завершающейся Прощеным воскресением, два дня, среда и пятница, стоят как бы отдельно, они уже совершенно «великопостные»: в эти дни не полагается совершать Божественную литургию и весь порядок богослужений имеет особенности, относящиеся к Посту. В среду на вечерне поется прекрасная стихира, приветствие Посту:

Возсия весна постная.                                       Наступила весна Поста!

цвет покаяния, очистим                                   Свет покаяния; очистимся,

убо себя, братия, от вся-                                   братия, от всякого зла,

кия скверны, Светодавцу                                 воспевая Светодавцу (Подателю

поюще рцем: Слава Тебе,                                 Света): «Слава Тебе, Едине

Едине Человеколюбче.                                     Человеколюбче!»

Суббота Мясопустной неделя посвящена памяти всех «мужей н жен подвигом поста просветившихся (спасшихся)»: святые, примеру которых мы должны следовать, учат нас трудному пути, трудному искусству Поста и покаяния. Мы не одни, начиная подвиг Поста: «Восхвалим святых Отцов! Антония Великого, Евфимия Великого и всех их собратий, проходящих по жизненному пути своему, как будто сквозь райскую сладость…»

У нас есть помощники и примеры: почитаем ваш пример, святые Отцы! Вы научили нас истинному пути: благословенны вы, потому что вы поработали для Христа…

Наконец наступает последний день, обычно называющий прощенным воскресением; но мы не должны забывать его второго литургического названия: «Изгнание Адама из рая». Это название действительно подводит итог всему подготовлению к Посту. Теперь мы знаем, что человек был создан для жизни в раю, для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой блаженной жизни, и существование его на земле стало изгнанием. Христос, мира, отворяет двери рая всякому, кто идет за Ним, и Церковь, показывая нам красоту Его Царства, превращает нашу жизнь в паломничество к небесному отечеству. Итак, в начале Поста мы уподобляемся Адаму.

Читайте также:  Неделя третья Великого поста, Крестопоклонная. Нести крест - значит любить

Изгнан бысть из                                         Изгнан был из рая

рая снедию, темже и седя                                   из-за пищи (из-за вкушения

прямо сего рыдаше, стеня…                               запрещенного плода) и,

Увы мне, что пострадах                                      сидя прямо перед раем,

окаянный аз: едину                                             рыдал и стонал: «Увы

заповедь преступих Вла-                                    мне, как пострадал я,

дычню, и благих всяческих                                окаянный: я не соблюл

лишихся! Раю святейший,                                  одной Владыки

мене ради насажденный быв,                            и лишился всех благ!

и Евы ради затворенный,                                   Рай святейший, ради меня

моли тебе Сотворшаго и                                     насажденный и ради Евы

мене Создавшего, яко да                                    затворенный, моли тебя и

твоих цветов исполнюся. меня                         Создавшего, чтобы я

Темже и к нему Спас: моему                             вновь наполнился твоими

созданию не хощу погибнути,                          цветами». И отвечал ему

но хощу сему спастися и в (Адаму)                 Спаситель:

познание истины приити,                                 «Я не хочу, чтобы погибло

яко грядущаго ко Мне не                                   мое создание, но я хочу,

изгоняю вон.                                                          чтобы оно спаслось и

пришло к познанию истины,

потому что приходящего

ко Мне я не изгоню».

Пост освобождает нас от порабощения греху, от плена этого мира. Но в евангельском чтении последнего воскресения говорится об условиях этого освобождения (Матф. 6, 14-21). Первое условие — Пост: отказаться от того, чтобы считать желания и требования нашей падшей природы нормальными; усилие освободить дух от диктаторской воли плоти, материи. Но для того, чтобы Пост наш был настоящим, подлинным, надо, чтобы он не был лицемерным, показным. Мы должны «явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцем (Нашим), Который втайне» (Матф. 6,18). Второе условие поста — прощение; «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Матф. 6,15). Торжество греха, главный признак его владычества в мире — это ссоры, несогласия, разделения, ненависть. Поэтому первый пролом через крепость греха есть прощение: возвращение к единению, согласию, любви. Лучезарное всепрощение Самого Бога воссияет между мной и моим врагом, если я ему прощу. Простить — это значит отвергнуть все счеты и расчеты человеческих отношений, предоставив их Христу. Прощение — настоящее вторжение Царствия Небесного в наш грешный и падший мир.

Читайте также:  Византия и Русь: развитие церковных связей в Х – XV веках

Пост по-настоящему начинается с вечерни этого воскресения. И эту единственную по своему глубокому значению и такую прекрасную вечерню не служат во многих наших церквах! Однако ничто лучше этой вечерни не показывает нам настроения Великого Поста в Православной Церкви, не вводит нас в него; нигде лучше не чувствуется ее глубокий призыв к человеку.

Служба начинается как торжественная вечерня; священнослужители в светлых облачениях. Стихира на «Господи, воззвах…» (следующая после «Господи, воззвах») возвещает наступающий Пост, а за ним — приближение Пасхи!

Постное время светло начнем,                                 Постное время светло начнем!

к подвигом духовным себе                                         Готовясь к духовным подвигам,

подложивше, очистим душу,                                    очистим нашу душу, очистим

очистим плоть, постимся якоже                             тело. Воздержимся как от пищи,

в снедех от всякия страсти,                                      так и от всякой страсти, и

добродетельми наслаждающеся                              насладимся духовными доброде-

духа: в нихже совершающеся                                   телями. Дабы, усовершенство-

любовию, да сподобимся вси                                    вавшись в любви, мы были

видети всечестную страсть                                        достойны увидать страсти

Христа Бога и святую Пасху,                                    (страдания) Христа Бога и

духовно радующеся.                                                   святую Пасху в духовной радости.

Потом, как обычно, следует Вход и пение «Свете Тихий…». Затем служащий священник идет на «горнее место» за престолом и возглашает вечерний Прокимен, который всегда возвещает конец одного и начало другого дня. За этой вечерней Великий Прокимен возвещает начало Поста:

Читайте также:  Итоги Года святителя Игнатия Мариупольского и взгляд в будущее

Не отврати лица Твоего                                 Не отврати лица Твоего от

от отрока Твоего, яко                                     слуги Твоего, потому что я

скорблю, скоро услыши мя:                         скорблю! Скоро услышь меня,

вонми души моей, и избави ю.                    обрати внимание на душу мою

и избавь ее.

Вслушайтесь в особенную мелодию этого стиха, этого крика души, внезапно наполняющего церковь: «…яко скорблю»,- и вы поймете исходный пункт Поста: таинственную смесь отчаяния и надежды, тьмы и света. Все приготовление теперь закончено. Я стою перед Богом, перед славой и красотой Его Царства. И я сознаю свою принадлежность к этому Царству, сознаю, что у меня нет другого дома, другой радости, ни другой цели; и я сознаю также, что я изгнан из этого Царства во тьму и печаль греха, и… «я скорблю»! И в конце концов я сознаю, что только Бог может помочь моей скорби, только Он может избавить и спасти мою душу. Покаяние — прежде и больше всего — отчаянная мольба к этой божественной помощи.

Прокимен повторяется пять раз. И вот Пост уже наступил! Светлые облачения заменяются темными, постными, тушат яркое освещение. Когда священник или дьякон начинает вечернюю ектению, хор отвечает ему постным напевом. Первый раз читается великопостная Ефрема Сирина с земными поклонами. В конце службы молящиеся подходят сперва к священнику, прося прощения, потом просят прощения друг у друга. Но в то время, как происходит этот обряд прощения, и так как Пост начинается именно этим актом любви, единения и братства, хор поет пасхальные песнопения. Нам предстоит сорокадневный путь по пустыне Поста, но в конце этого пути уже сияет свет Пасхи, свет Царства Христова.

протопресвитер Александр Шмеман

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Часть 3. Хронология исторических книг Ветхого Завета

О реальности библейских событий: Священное Писание и археология. Часть 3. Хронология исторических книг Ветхого Завета

Священное Писание показывает нам, что Бог живой, Он говорит с человеком, и человек может говорить с Ним. Тем не менее, доказательств подлинности библейских книг требует всё большее число людей, особенно тех, кто интересуется историей. В связи с этим в третьей статье настоящего цикла рассматривается датировка некоторых событий из таких исторических книг Ветхого Завета, как книга Иисуса Навина и четыре Книги Царств.