Главная / Новоначальным / Таинства / Таинства Православной Церкви

Таинства Православной Церкви

«Через Церковь и от Церкви нисходит уже небесное благословение и очевидный успех на всякие человеческие дела, работы и предприятия»

Митрополит

Хотелось бы отметить, что приведенная статья ни в коем случае не претендует на какой-либо уровень научности с точки зрения богословия. Это есть всего лишь малая попытка осознать и рассмотреть Церкви Христовой в их синергическом единстве и взаимосвязи с практической церковно-приходской жизнью самого автора и того социума, в котором он «подвизается». Может показаться неуместной столь близкая автору необходимость математизировать более лирические, чем физические понятия и категории, но в этом автор видит органическую необходимость для реализации метода своих изысканий.

Итак, этимология слова , возможно, опирается на словосочетание: «таиносотворение», включающее слова: «тайна» и «сотворение».

1. «Тайна» — неизвестность, непонятность, скрытость чего-то для нашего сознания. Если ищущий истину насыщает сознание (совместное знание) тем, что уже открыло до него человечество, то тайна «раскрывается», становится знанием, умением, частью интеллекта. Это общая схема образования. Сектологи указывают на такую же модель «получения знаний» и в сектовых «учениях». Правда, «втягивание» в секту происходит «без объявления войны», тайно и незаметно для втягиваемых. Например, во имя здоровья, «очищения пространства», и т.п., а на самом деле — это все есть начальные формы нового (антихристианского!) религиозного сознания. «Продвинутые» учители этих сект часто не отрицают Христа, используя доверие народов Его Подвигу. Они находят «ласковые» слова для падающего в их секту «христианина», как в канаву на обочине своего пути. И для этого упавшего, затянутого в болото секты, еще остается тайной, что он предал свою душу, а зачастую и тело, на мучения и растерзание уже при жизни земной. В очередной раз предан Христос очередным профаном под руководством антихристианского «профи», который владеет своим «тайным устремлением» управлять людьми: подчинять, использовать, эксплуатировать… Все это в человеческом обществе есть. И общество действует, функционирует как система подсистем отдельных социумов, общностей или даже групп людей. К примеру: юристов, экономистов, политиков, военных, ученых, оккультистов и т.д. В любой подсистеме каждый «ловит свою рыбку», опираясь часто на незнания, непонимания вовлеченными в их группу (или, в нашем случае, секту) хитромудрых «потёмок-тайн» данной подсистемы. Так строятся «свои» храмы во имя себя и «своей религии» массового психоза и устремления. Базисные идеи каких-либо сект «списываются» часто даже с библейских сюжетов с «невинными» подменами или «трактовками». Почти синонимами считаются у них: космос, «высший разум», Бог, Христос. «Наживка» брошена. Подслеповатая «рыбка» в мутном море лжи всегда найдется, клюнет, поддержит-подкормит своих «учителей», а может, и заразится тайной гонкой за вождизм. Такова суть человеческого интегрального греха, растущего в его многообразии. Гонкам учат постоянно, везде и во всем. Даже кубик Рубика (и это не юмор) для этого пригодился. О, сколько диссертаций было защищено в его честь! Сотворение тайны в социуме производится понятно кем и почему.

2.«Сотворение» отличается от «Творения» уже тем, что совместное творение — это коллективная человеческая деятельность. Математик бы сказал, что человечество — многокомпонентная система. А богослов знает, что именно множество людей-идей-устремлений — есть «плодотворная почва» для засевания плевелами еретизма неокрепших умов интеллигенции, которая как «рой мошкары» часто слетается на сладкий запах липучки или другой западни.

Поэтому ничего Божьего не содержится в «расшифровке» слова таинство, как «сотворение тайны», кроме хитрой лжи сатанинского происхождения. Божие таинство со времен Творения Создателем Мира состоит в том, что Бог — это всеобъемлющая Отцовская система, вмещающая в себя Мир-подсистему. Терпеливо пестует и научает Отец Свое дитя, которое сначала и не понимает Кто есть Отец, где скрыта опасность и как ее «узреть» и обойти. Это таинство обретается (т.е. находится) во Владении Божием и нисходит от Первоисточника спасительными Животворящими «глотками» Святаго Духа, как живительная влага колодца для человека в пустыне его «покорения» мира. Растет человечество и даже через создаваемую им накапливаемую грязь греха Бог Таинствами Своими оживляет, спасает захлебывающихся, но верующих в Него. Это Он проводил их через воды Иордана, кормил манной небесной, насыщал пятью хлебами и многое, многое другое — смотри Библию. Но разве то, что человек ест, пьет — есть тайна? Конечно это истина очевидная, за которой стоит Истина Божией Любви к Своему «дитяте», идущей к нему лучами Первотайны, которой владеет только Он — Отец, Творец всего, Святой Дух и Сын-Слово-Христос во единой Святой Троице.

Читайте также:  Таинство Елеосвящения.

Верующему человеку уже не нужно доказательства того, что у его веры есть Отец, Который бесконечно и безгранично любит Свое «дитя». И эта Вечная Всеобъемлющая Любовь и есть основа таинства веры. Верующий обращается к Отцу «на Ты» и перед любым делом «во имя Отца и Сына, и Святого Духа» читает молитву-таинство: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины… ПРИИДИ и вселися в НЫ и очисти НЫ от всякия скверны…» И происходит Таинство — совершается дело человеком «во имя Отца и Сына, и Святого Духа». Пишется слово, рисуется чертеж, создается формула, находится нота, строится храм, дом, семья, рождаются дети, уже одаренные свободной волей, которых Таинством Крещения ставят под омофор Сил Небесных: «Иди! Строй! Создавай, а не разрушай! Но если согрешишь — осознай! покайся!» А от этого Таинства (исповеди покаянной) преобразись, претворись… Но не притворись, ибо для «притвор» сработает таинство затворения до времени истинно-искреннего покаяния — Таинства слезного, в котором Бог омывает душу твою твоими же слезами раскаяния, возрождая её.

Любимый Богом раб Божий — то есть работник Божий! Ты многое поймешь и войдешь, возможно, в Таинство участником Его совершения, когда, обретя святость, окажешься в Царствии Небесном — в Его Вечности. Но до этого — ты, участник множества мирских и часто грешных процессов (и твое время имеет отметины этих процессов). «Беспроцессных» людей нет, и не может быть, как не возможны вневременные процессы в материальном мире. Но не секрет, что на многие процессы влияют бесы. «Вот хорошо было бы без них! — думает мечтатель, — не грешил бы, родился — и сразу святой!» Почитай Библию, мечтатель. Адам и Ева имели то, о чем мечтаешь. Но не дерево познания добра и зла «виновато» в их грехопадении, и не змий-искуситель. Они лишь «тесты», не сданные «райскими школярами», которые сами себя выгнали из Рая тем, что решили познать то, до чего «не доросли». Также и мы желаем понять и истолковать Божии Таинства, минуя трудный путь смирения, но «штурмуя их высоты» ракетами гордыни: познать всё до конца и Бога в том числе, прости, Господи!

Правда, меня могут поправить: в раю — вечность, то есть, нет времени, а значит, нет материальных процессов. Из Ангельского мира был низвергнут противник Бога — сатана, который может проявляться, «воплощаться» здесь, на земле, в нашем материальном мире, множеством различных способов, поскольку своей сущности быть вестником, он не утратил. Это работа с человеческим сознанием. Для чего же он «воплощается»? Для соблазна в грех человека, который в отличие от него имеет возможность приблизиться к Богу, соединиться с Ним уже здесь, на земле. Именно на этой почве и существует завистливая вражда врага рода человеческого к венцу Божьего Творения — человеку. Гордыня закрыла сатане путь к покаянию, и когда призывает своего противника покаяться и идти за Ним, то тот продолжает искушать и не слышит (См. Лк. 4, 6:8; Мф. 4, 8:11 на церковнославянском языке). А люди идут за Господом, пытаются идти по Его крестному пути, в Царство Небесное. Через самоотречение, монашество, святительский, воинский, мученический подвиги… Эти пути — тоже таинства. И прошли их святые мученики, преподобные, праведные, прозревая некоторые тайны чаще просто (что человеку-разумнику понять сложно) — то есть через веру всецелую, не делимую внутри себя, а сердечно-прозорливую и обоюдную, ибо Бог тоже верил в них.

Читайте также:  Православные таинства: евхаристия

В каждого из нас Господь тоже верит, одарив нас изначально свободной волей — «кредитом доверия». Но верим ли мы до конца, вернее, всей душой, данной нам глубиной сердечного мышления молясь: «да будет во мне воля Твоя, Господи!» И долгий «воспитательный» путь человечества есть для каждого человека рас-путье, пере-путье, за-путанность «рыбки в неводе» или «мушки в паутине». Понятно кому и почему это нужно. Пути человека к чему? У всех к одному — к Страшному Суду после Второго пришествия Христа. Где конечная станция каждого? Одесную или ошуию Христа? Чем больше ярится бесовщина над человеком, тем больше надо смирить себя по молитве: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Здесь человек молит о таинстве спасения «на сопротивныя даруя» не в Крестовом походе против других людей, а в крестовом походе против своих внутренних супротивников — недостаточной веры во Христа и огромной своей несмиренности и греховности. Надо ли еще говорить известную истину, что этот путь самоборения самый трудный, но единственный путь христианина. Мирские процессы самоочищения и самозакалки (не самостные процессы, а процессы под Божьим покровительством) таинственно начинаются и таинственно-трансцендентно возвышают душу над мирским (но не над Миром, а для Мира). Результатом подобного Таинства явилась на свет Богородица, результатом Таинства родила она Сына-Богочеловека Иисуса Христа, который, как сказал диакон Андрей Кураев, «на сто процентов Бог и на сто процентов человек». И в этом тоже великое таинство.

Сколь же велико Таинство первого явления Христа народу! Для чего человечеству второе (и последнее!) пришествие Христа? Понять Тайны Таинств — это одно из искушений логического мышления человека-подсистемы о Великом Божественном Источнике, включающем в себя все человеческие логики мира как маленькую струйку в океане Божьего Творения.

Итак, Таинства — это иррациональность относительно нашего рационального сознания, которая описывается рациональными словами весьма приближенно, но степень приближения не ограничивается.

Церковь есть земное Тело Христово. Чтобы человеку стать частицей Тела Христова, он должен твердо уверовать, что СВОИМИ СИЛАМИ соединиться с Богом, Единым в Святой Троице, не может ни один человек смертный, даже епископ, даже патриарх. Это соединение может быть нам только ДАНО, но не может быть нами осуществлено. Видимый, осязаемый Христос давал , оживление, учил ходить по водам (если есть вера в Него), омывал ноги ученикам Своим. Бог создал Церковь — БЛАГОДАТНОЕ ЕДИНСТВО верующих, живущих всего по двум заповедям Нового Завета Господа Иисуса Христа. Заповедям Великой Любви, которая «долготерпит, милосердствует, …не завидует, …не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает». (1 Кор.13:4-8).Это Благодатное Единство связывает ЛЮБОВЬЮ нас — потомков переселенцев из Крыма — с нашим Святителем Игнатием Мариупольским — Покровителем земли нашей. Люди этой земли два столетия покаянно дарят свою любовь памяти Святителя Игнатия за его подвиг, дарят множество творческих вдохновений, что также есть «некая проекция» Божественного Таинства в душах людей, благодарных навеки.

Итак, Церковь — это место, где Бог и человек встречаются и по Таинству Божию они заодно, единая семья. Для того, чтобы встреча с Богом СОСТОЯЛАСЬ, чтобы произошло духовное рождение (возрождение) человека, необходимо взаимное содействие двух начал:

  1. «Спасающей руки» Божией, подаваемой в Церкви благодатью Святого Духа посредством совершения священником таинства принесения бескровной жертвы (евхаристии).
  2. Человеческого произволения, жажды воспринять эту благодать.

Внецерковная встреча человека с Богом, наверное, возможна в экстремальных для человека ситуациях, когда речь идет о спасении души человека. Но в повседневной жизни, между делами мирскими, в пирушках-хохотушках, без молитвенного обращения человека (второй стороны встречи) связь человека с Богом непрочна. Это пора «пира искусителя», а Господь, попускает это, так как Свой дар свободной воли Он никогда не отберет обратно. Это одна сторона медали, а другая — таинство. Как бы человек мог спастись, не погибнуть, если связь его с Богом постоянно ослабевает. Спасение в том, что существует и обратная связь Бога с человеком, вечная, прочная, абсолютно неизменная (вспомним свойства Божии), определяемая бесконечной любовью Творца к своему творению.

Читайте также:  Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородице

Подводя итоги, заметим:

  1. В Церкви НЕТ тайного знания, дающего власть, превосходство над людьми.
  2. Учение Церкви открыто и доступно. Оно кратко, но емко выражено в Символе Веры.
  3. Учение Церкви требует работы ума, сердца, души для его познания.
  4. Тайна Церкви — вся Её (именно её!) жизнь. То есть Тайна Церкви — жизнь человека в Церкви, как теле Христа. Ведь Церковь — это единство человеков в Боге.
  5. Таинства — это Дар Божий, с которым человек вступает во владение этим даром, не ощущавшимся прежде (так как «талант был зарыт»). От него зависит, как этим даром распорядиться, с учетом того, что таланты можно самому приумножить. Таинство — это жест большой любви Господа к нам.

Во время Таинства материальное вещество нашего мира ОСВЯЩАЕТСЯ, становится причастным Благодати Божией. И этот «причастный мир» уже не злой, не чужой. Сатана в нем теряет «просторы приватизации» — в пространстве-времени человека. Это уже территория Божия здесь, на земле, в Церкви Христовой, которая живет в Таинствах, используя обряд, как плоть Таинства [1].

Всякое Таинство состоит из двух элементов: основного — невидимой духовной Благодати и второстепенного — внешнего и видимого обряда. Невидимая (основной элемент) реальность, проявляющаяся в обряде, соединяет Небо с землей. Церковная практика не знает пустых безблагодатных обрядов. В них присутствует большое духовное напряжение. Скрыто и одновременно явлено то, что вне обряда не могло бы проявиться.

Заключение.

Малышу, то есть «маленькому сознанию» можно через оконное стекло, указывая на качающиеся ветви деревьев, рассказать о невидимом воздухе, ставшим ветром, то есть раскрыть тайну ветра.

Однако, увидеть через формы обряда таинство может человек только через «окно» опыта веры и жизни в Церкви. Опишешь ли словами симфонию глухому от рождения, передашь ли словами не воцерковленному человеку Таинство Евхаристии?

  • Чудо церковное категорически отличается от «чуда» циркового. Второе — не чудо Первоздания, Перводействия, а секрет обмана, который можно разгадать. Первое же — чудо Церковного Таинства — это вечность, сошедшая «во время наше» из времени будущего, которое у нас «в гостях» здесь и сейчас.
  • «Разве вы не знаете, что тела ваши — суть члены Христовы?» (1 Кор. 6,15)
  • «… Тела ваши — суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы — НЕ СВОИ! Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6,19-20)
  • Церковь живет и потому изменяется, как живое изменение зерна, положенного в землю, чтобы вырасти в совершенное растение. «Вы — Божия Нива, Божие строения,» — говорит апостол Павел.
  • Таинства и связанные с ними обряды — это традиция, это Предание Церкви, выделяющее самые важные и необходимые для Церкви священнодействия, благодатно преображающие мир и человека.
  • «Вера — это святая добродетель, а тем самым и святое таинство, которым православный христианин непрестанно живет и силою своей святости рождает в душе его составляющие веру святые добродетели: молитву, любовь, надежду, пост, , смирение, кротость, каждое из которых опять-таки святое таинство. И они питаются друг другом и живут, и бессмертствуют, и вечнуют, и все, что от них — свято. Поэтому, нет числа святым тайнам в Церкви Христовой. В ней каждое: „Господи помилуй“ — святая тайна и каждая покаянная слеза, и каждое молитвенное воздыхание, и каждый рыдающий вопль» — пишет Иустин Попович в труде «Догматика Православной Церкви» [2].

Перечень ссылок

1. Тростникова Е. В. Таинства Православной Церкви / Е. В. Тростникова. — М. : Эксмо, 2008. — (Православная библиотека).

2. Иустин (Попович) Догматика Православной Церкви. Пневматология / Иустин (Попович). — М. : Издат. Совет РПЦ, 2000. — 544 с.

Бурмака Т.К., Приазовский государственный технический университет

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Таинство Елеосвящения

Таинство Елеосвящения

Цель Елеосвящения — исцеление и прощение грехов, но в глубине его лежит Христова молитва об исполнении воли Божьей. Через это Таинство страдания больного освящаются и соединяются со страданиями Христа. Освящение телесных ран даёт больному духовную силу, чтобы немощи его были не в смерть, но в вечное спасение. Это Таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они «многих больных мазали маслом и исцеляли»