О святой воде

В Священном Писании, Житиях святых мы имеем множество примеров того, как освященная Богом по молитвам ли угодников Его, особым ли действием святых Небесных сил, или, наконец, Самим вочеловечившимся Сыном Божиим вода получала необычайные, изначально не присущие ей свойства. Так, например, из Ветхого Завета мы узнаем о том, как святой пророк и Боговидец извел, по указанию Божию, воду из скалы ударом жезла (Исх.17,2-7).И заструившийся из камня источник утолил жажду народа израильского — не только естественную, но и духовную: ибо роптали люди на Бога и на Моисея, а явленное чудо укрепило веру сомневающихся и заставило ободриться малодушных.

О святой воде

А пришедший к святому Пророку Елисею Нееман прокаженный «окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился» (4Цар. 5,14). от Иоанна повествует о купальне у Овечьих ворот, в которую « по временам сходил и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5,4). Умывшись в ней по повелению Спасителя, слепой от рождения прозрел и увидел свет (Ин.9,1-7).

Можно вспомнить и о воде из колодца Иакова, близ самарийского города Сихарь, освященной молитвами этого ветхозаветного патриарха и почивающим на ней Божиим благословением. Была она, без сомнения, освящена и состоявшейся при колодце беседою Христа Спасителя с самарянкой, когда Господь произнес не понятые ею первоначально, исполненные глубочайшего таинственного смысла слова: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4,14). Вообще в новозаветное время вода служит духовному возрождению человека к жизни новой, благодатной, очищению от грехов. «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3,5) — изрек Господь в собеседовании с Никодимом.

Читайте также:  Неделя о Фоме (2-я по Пасхе). Антипасха.

О святой водеСам Спаситель знаменовал начало Своего служения спасению мира Крещением от святого Иоанна Предтечи в Иордане, освятив тем самым раз и навсегда воду его: когда бы кто ни почерпнул от нее, она всегда является святой. Кроме того, в Житиях многих святых мы находим повествования об изведении из земли источников воды, целящей недуги и отгоняющей нечистую силу. «Радуйся, на сусе месте поток водный тещи у Бога испросивый; радуйся, яко таяжде вода, молитвою твоею исцеляющи недуги, чудодействует», — поется в одном из икосов акафиста преподобному Сергию Радонежскому.

Как пользоваться святой водой?

О святой водеПрименение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Великая Агиасма

О святой водеБогоявленская вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой — великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектеньи великого освящения воды Церковь молится:

«О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…» «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во домов…, и на всяку пользу изрядну (сильную)…».

Читайте также:  Поиск общечеловеческих ценностей и вопрос о счастье

В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.

Святую воду принято употреблять с молитвой:

«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

О святой водеХотя и желательно — из благоговения к святыне — принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в крещенский сочельник?

Абсолютно никакого отличия нет! Вернемся во времена патриарха Никона: он специально уточнял у Антиохийского патриарха, нужно ли освящать воду в сам день Крещения Господня: ведь накануне, в сочельник, уже воду освятили. И получил ответ, что греха в том не будет, это можно сделать еще раз, чтобы все могли взять воды. А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой — дескать, тут вода сильнее. А чем же она более сильная? Так и видим, что люди даже не слушают молитвы, которые читаются на освящении. И не знают, что вода освящается одним чином, читаются одни и те же молитвы.

Читайте также:  О Литургии Преждеосвященных Даров

О святой водеСвятая вода абсолютно одинакова в оба дня — и в день Крещения, и в сочельник Крещенский.

Бывает ли, что святая вода «не помогает»?

Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,- имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

О святой водеЧудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. «Род лукавый и прелюбодейный,- говорил Спаситель о своих неверующих современниках,- ищет знамения; и знамение не дастся ему».Чтобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Пост в Священном Писании

Пост в Священном Писании

Некоторые христиане почитают пост лишь благочестивой традицией, придуманной людьми и необязательной для духовной жизни. Предлагаем нашим читателям напомнить себе или вновь узнать, что о посте говорит Священное Писание.