Главная / Библиотека / Статьи / Праздники / Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по сохраненным Преданием рассказам, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его служению Богу.

Введение во храм Пресвятой Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил Богоотроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания (Исх. 38; 1 Цар. 1, 28; Лк. 2, 37) и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесенья на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности , — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее.

Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала , занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Введение во храм Пресвятой Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы

История установления праздника: О празднуемом событии известно из древнего церковного предания, которое отражено в церковных песнопениях.

О введении Пресвятой Девы во храм по достижении Ею трехлетнего возраста упоминают, в частности, антиохийский епископ Еводий (I в.), блаженный Иероним (IVв.), святой Григорий Нисский (IV в.), Герман и Тарасий, патриархи Кон­стантинопольские (VII в.). Время установления праздника в честь этого события с достоверной точностью неизвестно. На Востоке праздник полу­чил повсеместное распространение уже в VIII-IX вв. В IX веко Георгий, митроп. Никомидийский, составил праздника («Отверзу уста моя») и ряд стихир, а в Х веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй праздника(«Песнь победную»). Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время.

Читайте также:  Преполовение Пятидесятницы
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы

Иконография праздника: Иконография Введения и принципы расположения этой композиции в системе храмовой росписи, соотношение ее с другими богородичными сценами и сценами земной жизни Христа соответствует основным темам песнопений службы праздника. Важнейшая из них – тема Богородицы как одушевленного храма, вместившей невместимого Бога («Днесь боговместимый храмъ, Богородица, въ храмъ Господень приводится». 2-я стихира на литии, глас 4-й). Композиция представляет собой процессию, направляющуюся к храму в виде кивория на тонких колонках, находящегося внутри невысокой ограды. В открытых (иногда затворенных) дверях ограды, которые напоминают царские врата иконостаса, навстречу Богородице склоняется первосвященник Захария, за которым виден церковный престол. Изображение распахнутых или закрытых врат соотносится с песнопениями службы, которые называют Богородицу «Двере Господня» (напр., «къ Нейже дивяся Захариа вопияше: Двере Господня, храма отверзаю Тебе двери». 1-я стихира на стиховне (великая вечерня) глас 5-й). Этот эпитет Богородицы основан на видении прор. Иезекиилем таинственного храма, затворенными дверями которого входит и выходит Господь (Иез. 43. 1–7, 44. 1–4). Это пророчество, которое читается в качестве паримии на службе Введения, является прообразом приснодевства Богородицы.

Введение во храм Пресвятой Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы

В памятниках IX–XIII вв. во главе процессии вслед за Богородицей изображаются Ее родители, которые вручают Ее священнику как дар, обещанный Богу; за Иоакимом и Анной – девы, держащие в руках горящие свечи. Такое построение композиции соответствует теме прославления Богородицы как чистой жертвы Богу («Въ храмъ Тя принесоша, Всенепорочная Чистая… яко жертву чисту» – 6-й 8-й песни 2-го канона). Эта жертва понимается как приготовление, прообраз той жертвы, которую принесет Сам Господь. Не случайно в системе храмовой росписи нередко сопоставляются композиции «Введение во храм» и «Сретение Господне». В церкви Спаса на Нередице близ Новгорода, 1199 г., эти сцены представлены рядом на северной стене, в церковь свт. Николая на о-ве Липно (Новгород), 1299 г., друг напротив друга, на северной и южной стенах вимы. Большие по размеру композиции « Богородицы» и «Введение во храм», занимая важнейшие места в системе храмовой декорации, выстраиваются в один смысловой ряд со сценами «» и «Сретение» (церковь св. Пантелеимона в Нерези (Македония), 1164; церковь прп. Ахиллия, еп. Лариссы в Арилье (Сербия), 1296; Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре, 1313), а также со страстными сюжетами (церковь св. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде, 80–90-е гг. XIV в. – Введение расположено под Распятием на восточной стене южного рукава креста).

Читайте также:  Икона Божией Матери «Троеручица»

В палеологовскую эпоху в иконографии Введения акцент смещается в сторону евхаристического понимания события. Иоаким и Анна изображаются замыкающими шествие (Кралева церковь в монастыре Студеница),

Введение во храм Пресвятой Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы

девы со свечами окружают , Которая тоже иногда изображается со свечой в руке. В сцене питания Богоматери, сидящей на ступени Святого Святых и слетающим к Ней с небес Ангелом, евхаристическое значение эпизода подчеркивается размером хлебца и четким изображением на нем креста (Хиландар). Эта тема также продиктована песнопениями службы Введения: «Небеснымъ воспитана Дево хлебомъ верно въ храме Господни, родила еси мiру жизни хлебъ, Слово» (3-я стихира на хвалитех, глас 1-й). В росписи притвора Боянской церкви (Болгария), 1259 г. в сцене питания небесным хлебом представлена стоящей рядом с ангелом за престолом в Святая Святых. В росписи алтарного свода Успенского собора Московского Кремля, 1642–1643, Введение изображено в интерьере 5-главого храма, а ветхозаветное Святое Святых представлено как алтарь храма новозаветного, над престолом которого представлена сидящая на ступенях Богородица, к Которой слетает ангел с кадилом в руке.

Введение во храм Пресвятой Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы

В целом мало изменявшаяся на протяжении веков композиция «Введения во храм» иногда могла быть отмечена некоторыми особенностями. Так, на новгородской иконе XIV в. (ГРМ) Введение показано в интерьере 3-главого храма, под сводами которого висят светильники с горящими свечами. Фигурка Богоматери изображена на фоне высокого черного арочного проема. За Богоматерью справа в позах молитвенного предстояния – Иоаким, Анна и девы, слева за Захарией стоит Иосиф Обручник. Появление образа прав. Иосифа в новгородской иконе, по мнению Лафонтен-Дозонь, может быть обусловлено влиянием композиции «Обручении Марии». Например, на эпистилии XII в. (монастырь Ватопед) сцены «Введение во храм» и «Обручение Марии» расположены подряд. Шатровая форма храма и висящие светильники обнаруживают сходство с шатровым киворием, украшенном светильниками в сцене «Введение во храм» в росписи церковь Панагии Аракос близ Лагудеры (Кипр), 1192. В церковь Успения на Волотовом поле в Новгороде, 60-е гг. XIV в., традиционная схема Введения так вписана в отведенное ей пространство, что группа дев со свечами оказывается отделенной от остальной части композиции оконным проемом. Экспрессия образов подчеркнута позой младенца Марии, восходящей на ступень храма. Этот мотив соответствует рассказу протоевангелия о том, что к удивлению присутствующих Богородица самостоятельно поднялась на 15 высоких ступеней Иерусалимского храма.

Читайте также:  «Всех скорбящих Радосте»
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы

Молитвословия Введению во храм Пресвятой Богородицы

Тропарь, глас 4-й

Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения// Зиждителева исполнение.
Перевод: Ныне предвестие благоволения Божия и предвозвещение о спасении людей: в храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает о Христе; Ей и мы громогласно воскликнем: «Радуйся, исполняющая промышление о нас Создателя».

Кондак, глас 4-й

Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.
Перевод: Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, ныне вводится в дом Господень, совводя с Собою благодать Божественного Духа; Ее воспевают Божии: «Она – жилище небесное»

Величание Введению во храм Пресвятой Богородицы

Величаем тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.
Перевод: Величаем Тебя, Пресвятая Дева, Богом избранная Отроковица, и почитаем Твой вход в храм Господень.

Припев: Ангели, вхождение Всечистыя зряще, удивишася: како со славою вниде во святая святых?

Ирмос 9-й песни, глас 4:

Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая.
Перевод: Как живого Ковчега Божия, да не касается рука непосвященных; уста же верных, воспевая неумолчно воззвание Ангела к Богородице, в радости да восклицают: «Истинно Ты выше всех, Дева Чистая!»

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Главные слова праздника Рождества Божией матери

Текст службы Рождеству Божией матери в 2017 году и основные песнопения праздника. Служба Рождеству Божией матери (Великая вечерня, лития, утреня и Литургия) составляет праздничное богослужение. Текст содержит все песнопения и последования праздничной службы. Приводится на церковнославянском языке гражданским шрифтом с ударениями.