Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 28-я по Пятидесятнице. Притча о званных на Вечерю

Неделя 28-я по Пятидесятнице. Притча о званных на Вечерю

( от Луки, 76 зачало, глава XIV стихи 16-24)

Сказал Господь такую притчу: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

По уставу церковному в этот воскресный день, когда вспоминаются все праотцы, праведники Ветхого Завета, читается Евангелие от Луки, в котором приводится Спасителя, о «Званных на вечерю». Из Евангелия мы видим, что непосредственным поводом к произнесению этой притчи было замечание, которое во время вечери, в которой участвовал Сам Господь , один из возлежавших с Ним, сказал: «Блажен тот, кто вкусит хлеба в Царствии Божием». Перед этим Господь как раз сказал хозяину этой вечери, что «когда ты устраиваешь такую вечерю, то не зови своих друзей или соседей, богатых людей, которые могут тем же тебе воздать, отблагодарить тебя, а зови тех, кто не может этого сделать — нуждающихся, больных, бедняков всякого рода. Они тебе не могут здесь воздать никакой благодарностью материальной, но зато воздастся тебе в праведных». И вот тогда, один из возлежащих с Ним и сказал: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием». У святых отцов встречается предположение относительно того, что сказавший это мог быть книжником или фарисеем, вообще человеком, занимавшим высокое положение, и поэтому, когда он так говорил, то себя самого он считал, несомненно, одним из первых участников такой вечери в Царствии Божием. На это получил ответ Спасителя в этой притче.

Читайте также:  Неделя 32-я по Пятидесятнице. О Закхее

Человек один, устроив вечерю, звал многих — говорит Господь — и когда все было готово уже, то он послал своих рабов, своих слуг к тем, кто уже был раньше приглашен, сказать, что все уже готово. И вот тогда, как говорится в Евангелии: «и начаша вкупе отрицатися вси», все стали отказываться. Причем, в русском тексте Евангелия, там где приводится эта притча, приводится, почему-то оттенок, которого нет ни в славянском, ни в греческом тексте. Русский текст говорит: «начали все, как бы сговорившись, извиняться». Но в славянском тексте нет никакой речи извинения, а только твердый отказ. Один говорит, что у него одна причина, другой говорит, что у него другая причина, третий говорит, что у него третья причина: один волов купил, другой новый участок приобрел, третий просто заявил: «я женился и не могу прийти». Первые двое, хоть заканчивали свой отказ словами: «Молютя — имей мя отреченна». Т.е., прошу тебя, знай, что я отказался, я не могу. А третий коротко заявил: «Жену поях и сего ради, не могу прийти». И вот тогда, когда получил домовладыка эти отказы от тех, кто был заранее приглашен, тогда он посылает своего раба, чтобы тот пригласил других. Тот исполнил его приказание и говорит: «Господин, я сделал, как ты сказал, но еще место есть». Тогда говорит ему господин: «Пойди уже в хижины, пойди на распутья дорог — всюду побывай, чтобы непременно наполнился дом мой возлежащими, а что касается тех, которые были приглашены раньше и отказались — ни один из них уже не вкусит моей вечери». Грозный приговор! Много есть, как раз, которые отказывались и надеялись, что ну, на этот раз отказались, а в другой раз мы не откажемся. Но тут говорится, что они уже не вкусят вечери, очевидно приглашенными не будут. Были приглашены, презрели это приглашение, отказались от него и больше уже их не пригласят теперь.

Читайте также:  Неделя 25-я по Пятидесятнице. О жизни и смерти (о безумном богаче).

И вот, эта притча, в той своей части, где говорится, что раб господину докладывает, что «я сделал, как ты сказал, а вот еще место есть», то, как говорит один из наших отечественных святителей-проповедников: «Это место, которое еще есть, для тебя, душа моя!» Он обращается к себе самому и говорит: «Для тебя, душа моя, место еще есть! Хотя исполнен брак уже возлежащими на нем, но место еще есть — торопись, чтобы не опоздать!» Это к каждому из нас относится — Господь к Себе призывает каждого сына или дочь в церкви, каждого православного христианина. Но если много званных, то увы! — мало избранных.

Если бы, как должно, люди понимали, к чему их готовит Господь, к какой радости, к какому нескончаемому блаженству, то они бы не обращали внимания на игрушки земной суеты, а только заботились бы о том, чтобы себя приготовить, как должно, чтобы когда явятся туда, не извергли бы их вон за их недостоинство.

Читайте также:  О Таинстве Евхаристии

А сыны века сего, даже многие, именующиеся православными христианами, сплошь и рядом живут так, как будто ничего этого не будет, а будет все постоянно тянуться, как тянется эта земная жизнь. Будто она без конца будет тянуться и ничего другого ждать не следует. Но, когда человек так направляет свою жизнь, забывая о вечности, которая его ожидает, и только исключительно заботясь об условиях этой временной жизни, чтобы «устроиться получше», то разве это не напоминает человека, который, находясь на палубе тонущего корабля, приносит свой шезлонг и устраивается, как можно удобнее, вместо того, чтобы подумать, как ему спастись. Корабль тонет, несколько минут и он уйдет в пучину, а этот человек устраивается на палубе, как можно удобнее и считается практичным!.. Или как говорил великий московский Святитель Митрополит Филарет: «Человек, который все свое внимание, интересы обратил на устройство своего земного жития, забывая о вечности, его ожидающей, подобен человеку, которому нужно проглотить каплю, а потом целый океан, и он не будет нисколько думать, какой будет океан, который ему придется без конца пить, а только будет думать о том, чтобы капля была повкуснее».

Вот так, к сожалению, такова жизнь многих и многих из тех, кто являются званными, но могут не оказаться в числе избранных. Задуматься над этим нужно каждой христианской душе! Званны мы все на зов, как будто бы сначала откликнулись и что мы в Церкви находимся, это уже доказывает, что мы званные на вечерю Господню, но кто из нас будет избранным, это знает сейчас только Всеведущий Господь. А каждый о себе должен позаботиться, что ему нужно не лишиться этого блаженного призыва, на вечную радость и вечное блаженство. Аминь.

Митрополит Филарет (Вознесенский)

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 21-я по Пятидесятнице. Легион страстей

Неделя 23-я по Пятидесятнице. Легион страстей

Конечно, прежде всего, нужно понимать этот рассказ именно как реальное событие – как великое чудо, бывшее на самом деле, но нужно постараться извлечь из него и духовные уроки. Каждый из нас может сравнить себя с гадаринским бесноватым, ибо каждый из нас одержим многими страстями. Чем больше человек от действия молитвы и благодати познает самого себя, тем больше он находит в себе страстей.