Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 15-я по Пятидесятнице. «Возлюби Господа твоего…»

Неделя 15-я по Пятидесятнице. «Возлюби Господа твоего…»

( от Матфея, 92 зачало, глава XXII, стихи 35-46)

Тогда некий законник подошел к Иисусу, и, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же , по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Фарисеи подсылают к Господу Иисусу Христу законника, не с тем, чтобы научиться, но чтобы искусить Его, и спрашивают: «Какая наибольшая заповедь в законе?» Они думали, что , назвав Себя Самого Богом, чрез то подаст им случай обвинить Его.

Читайте также:  Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, чудотворец (†342)

Христос желая показать, что они предлагают этот вопрос потому, что вовсе не имеют любви, но истаевают от злобы и снедаются завистью, говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Почему же подобна ей? Потому что вторая пролагает путь к первой, и взаимно поддерживается ею. Всякий, сказано, делающий злое, ненавидит свет и не идет ко свету (Ин. 3, 20); и в другом месте: рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13, 1). И еще: корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры (1 Тим. 6, 10); и: Если любите Меня, соблюдите Мои (Ин. 14, 15).

Христос, будучи спрошен о первой заповеди, приводит и вторую, почти столько же важную, как и первая. Этим Он давал им заметить, из какого источника происходил их вопрос, то есть от злобы.

Читайте также:  Вход Господень в Иерусалим

Потом, давши ответ на его вопрос, Иисус и сам спросил фарисеев: Что вы думаете о Христе? Чей он сын? Сколько Он сотворил чудес и знамений, сколько предложил других вопросов, сколько представил доказательств Своего единомыслия со Отцом и в словах и в делах, чтобы фарисеи не могли сказать, что Он противник закона и враг Божий. Вот почему этот вопрос Он и предлагает после многих столь многих доказательств, неприметным для них образом приводя их к признанию и Его Богом.
Говорят Ему: Давидов. Спаситель, исправляя это их мнение, приводит пророка, утверждающего, что Он Господь и истинный , и что Ему принадлежит одинаковая честь с Отцом.

Впрочем Он на этом не остановился, но чтобы возбудить в них чувство страха, приводит и следующие слова пророка: доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих,— для того, чтобы по крайней мере этим средством обратить их к Себе. А для того, чтобы они не сказали, что в этих словах Давида есть преувеличение, похожее на ложь, и что это просто лишь сказано по суждению человеческому, смотри, что говорит Он: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом… если Давид называет Его Господом, как же Он сын Ему?

Читайте также:  Пророк Иезекииль (VI в. до Р.Х.)

Но выслушав эти слова, фарисеи ничего не отвечали; они совсем не хотели знать истины. Поэтому Он сам наводит их на ту мысль, что Он есть Господь Давиду. Но и это Он говорит не прямо от своего лица, а приводя слова пророка, потому что они не верили ему, и думали о Нем худо.

Этими словами Спаситель заключает беседу Свою с фарисеями, представив им учение высокое, величественное и могущее заградить уста их. И они действительно с того времени замолчали, не по собственному желанию, но потому что не могли ничего возразить; и таким образом получили столь решительный удар, что уже не отваживались более так нападать на него,— сказано: И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его. И это принесло народу немалую пользу. Потому-то Спаситель прогнал этих волков и разрушил их злые умыслы.

Из творений свт. Иоанна Златоуста

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Если мы желаем, чтобы с нами чудо произошло, чтобы наши духовные очи открылись, нам нужно в ответ на действия Церкви – а Церковь подобно Иисусу Христу ведь действует: так же, как Он помазал глаза этому больному, Церковь предлагает нам молитвы, Таинства Церковные, богослужения – это действия Церкви по отношению к нам – к нам, слепым духовно, – но и мы в ответ должны что-то сделать. Как этот слепой: он пошел, он потрудился, он еще был слеп, он еще не видел, ему надо было идти еще наощупь к этой купели Силоамской. Так и нам надо в ответ на призыв Церкви идти к Иисусу Христу, идти к этой купели Силоамской, чтобы там умыть свою душу.