Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 15-я по Пятидесятнице. «Возлюби Господа твоего…»

Неделя 15-я по Пятидесятнице. «Возлюби Господа твоего…»

( от Матфея, 92 зачало, глава XXII, стихи 35-46)

Тогда некий законник подошел к Иисусу, и, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же , по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Фарисеи подсылают к Господу Иисусу Христу законника, не с тем, чтобы научиться, но чтобы искусить Его, и спрашивают: «Какая наибольшая заповедь в законе?» Они думали, что , назвав Себя Самого Богом, чрез то подаст им случай обвинить Его.

Читайте также:  Поучения в неделю о расслабленном. О наказаниях Божиих

Христос желая показать, что они предлагают этот вопрос потому, что вовсе не имеют любви, но истаевают от злобы и снедаются завистью, говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Почему же подобна ей? Потому что вторая пролагает путь к первой, и взаимно поддерживается ею. Всякий, сказано, делающий злое, ненавидит свет и не идет ко свету (Ин. 3, 20); и в другом месте: рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13, 1). И еще: корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры (1 Тим. 6, 10); и: Если любите Меня, соблюдите Мои (Ин. 14, 15).

Христос, будучи спрошен о первой заповеди, приводит и вторую, почти столько же важную, как и первая. Этим Он давал им заметить, из какого источника происходил их вопрос, то есть от злобы.

Читайте также:  Неделя 23-я по Пятидесятнице. Об исцелении бесноватого

Потом, давши ответ на его вопрос, Иисус и сам спросил фарисеев: Что вы думаете о Христе? Чей он сын? Сколько Он сотворил чудес и знамений, сколько предложил других вопросов, сколько представил доказательств Своего единомыслия со Отцом и в словах и в делах, чтобы фарисеи не могли сказать, что Он противник закона и враг Божий. Вот почему этот вопрос Он и предлагает после многих столь многих доказательств, неприметным для них образом приводя их к признанию и Его Богом.
Говорят Ему: Давидов. Спаситель, исправляя это их мнение, приводит пророка, утверждающего, что Он Господь и истинный , и что Ему принадлежит одинаковая честь с Отцом.

Впрочем Он на этом не остановился, но чтобы возбудить в них чувство страха, приводит и следующие слова пророка: доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих,— для того, чтобы по крайней мере этим средством обратить их к Себе. А для того, чтобы они не сказали, что в этих словах Давида есть преувеличение, похожее на ложь, и что это просто лишь сказано по суждению человеческому, смотри, что говорит Он: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом… если Давид называет Его Господом, как же Он сын Ему?

Читайте также:  Об исцелении расслабленного

Но выслушав эти слова, фарисеи ничего не отвечали; они совсем не хотели знать истины. Поэтому Он сам наводит их на ту мысль, что Он есть Господь Давиду. Но и это Он говорит не прямо от своего лица, а приводя слова пророка, потому что они не верили ему, и думали о Нем худо.

Этими словами Спаситель заключает беседу Свою с фарисеями, представив им учение высокое, величественное и могущее заградить уста их. И они действительно с того времени замолчали, не по собственному желанию, но потому что не могли ничего возразить; и таким образом получили столь решительный удар, что уже не отваживались более так нападать на него,— сказано: И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его. И это принесло народу немалую пользу. Потому-то Спаситель прогнал этих волков и разрушил их злые умыслы.

Из творений свт. Иоанна Златоуста

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Большинству из нас кажется, что мы никому не делаем ничего плохого, хотя на самом деле многих окружающих нас людей мы всячески обижаем, доставляем им неприятности, досаждаем им. Мы не видим того, что с нами происходит. Иногда даже мы хотим человеку сказать что-то, как нам кажется, приятное, а человек от наших слов скорбит.