Главная / Новости / Прошел первый семинар для преподавателей основ христианской этики

Прошел первый семинар для преподавателей основ христианской этики

3 июня 2011 г. совместными усилиями Управления образования Мариупольского горисполкома и Приазовского государственного технического университета был проведен 1-ый семинар для школьных преподавателей основ христианской этики.

На семинаре присутствовало около 70 учителей мариупольских школ, а именно тех, кто в марте-апреле сего года прошел курсы в Институте повышения квалификации ПГТУ. Двухнедельные курсы, пожалуй, только положили начало настоящему образованию преподавателей данной дисциплины. Как и было им обещано, учеба продолжилась на постоянно действующих семинарах. У их организаторов есть твердое намерение проводить семинары с периодичностью раз в месяц. 2-ой семинар пройдет уже в сентябре.

 

CRW_0760На 1-ом семинаре преподаватели услышали две интересных лекции: «Неоязычество: осторожно, лжедуховность!» Александра Николаевича Кулика, преподавателя воскресной школы Свято-Троицкого храма г. Мариуполя, и «Умение прощать. Освобождение от обид» Татьяны Сергеевны Кучер, заместителя председателя Донецкой областной общественной организации «Научный совет».

Первая лекция содержала немало фактов, вскрывающих исторические и социальные корни неоязычества, практически мало что имеющего с действительным язычеством хоть прошлого, хоть настоящего. По определению одного из современных исследователей неоязычества, распространившегося в России и Украине, «неоязычество можно определить как мифологизированную форму расовой, этнической и религиозной ксенофобии».

В свое время митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн так говорил о язычестве: "Основание языческого мировоззрения покоится на утверждении, что добро и зло есть два самостоятельных равнозначных, совечных начала бытия мира. Эта поистине дьявольская выдумка отрицает всемогущество Божие, Его благость и милосердие, лишает человека нравственных опор. Ведь если добро и зло равноправны и равно естественны для человека, то чего же стесняться, что зло действительно в нас?". Если это верно для язычества, то для неоязычества перекос в служению злу становится уже нормой, настолько, что неоязычники сознательно борются с христианством, даже основывая постоянную рубрику в своих изданиях «Антихристианин».

К сожалению, на волне национализма в системе образования появились неоязыческие мифы, большинство из которых созданы не в «седой древности», а на рубеже XX — XXI вв. Потому организаторы семинара и посчитали необходимым вооружить педагогов основ христианской этики, среди которых много филологов и историков, знанием некоторых фактов, тщательно замалчиваемых ревнителями якобы реконструируемого язычества. Худшее, что оно совершает, состоит в попытке отнятия у славянских народов христианских ценностей и христианского же понимания смысла жизни. Язычество создает замкнутый круг, в котором нет выхода в Христово Воскресение, в борьбу за Царство Божие, что внутрь нас есть, нет радости духовного преображения человека во Христе.CRW_0763Вторая лекция содержала в себе и некоторые элементы тренинга. Конечно, для полного развертывания практической части занятия на тему прощения и обид потребовалось бы несколько часов. Но даже и то, что представила Татьяна Сергеевна, дало богатую почву и для личных преобразований учителей, и для их уроков по христианской этике, ведь даст не однажды возможность поговорить на столь актуальную для молодых людей тему: как научиться не обижаться, а, если уж позволил этому греху действовать в тебе, то каким образом можно избавиться от обиды, которая, будучи высказанной или затаенной, разрушает твои тело и душу? CRW_0767И вот здесь выясняется совершенно особое и никем и ничем не заменимое место христианства, которое восстанавливая синергетическую связь человека с Богом, дает ему средства противостоять обиде. Так, в самый момент ее возникновения (своего рода «прилог») человек обращается мысленно к Творцу за помощью, чтобы избежать власти обиды над собой. А если она все-таки возникает, то путем внутреннего делания человек проходит лествицу, заканчивающуюся радостью: вспомнить «историю болезни», не прятаться от нее – проанализировать события, понять, почему произошло то, что произошло, – найти «плюсы», т.е. отнестись ко всей ситуации и к «обидчику» как к учителю (тот же принцип в христианстве и в отношении к скорбям) – оправдать обидчика по примеру Христа, сказавшего на кресте о Своих мучителях как о неведающих, что они творят, – благодарить Бога и людей за научение, ведь оно, научение, для обретения тобой Царства Божия, что внутрь нас есть, – ощутить радость о мире, возвращающемся в твою душу, – простить и самому попросить прощения.

Читайте также:  Освящение храма (добавлены фотографии)

После лекций, учителя получили «План-конспект сентябрьского родительского собрания перед началом занятий по основам христианской этики», составленный и представленный Сергеем Анатольевичем Плотниковым, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры социологии и социальной работы ПГТУ. Ниже названный конспект, получивший высокую оценку среди опытных преподавателей основ христианской этики Донецка, будет представлен полностью.CRW_0775Задумывался показ видеолекции профессора А. Осипова о ювенальной системе, но она уже не вместилась в отведенное для семинара время. Было решено сделать для одной из следующих подобных встреч «нарезку» отдельных фрагментов лекции, которые должны быть прокомментированы и обсуждены участниками семинара.

В конце семинара слово было предоставлено Светлане Викторовне Кулешовой, методисту НМЦ по общественно-гуманитарным дисциплинам, а также протоиерею Роману Разенкову, клирику Свято-Николаевского храма, находящегося в Приморском районе, которые пожелали успехов преподавателям основ христианской этики. «Дело новое, — сказал священник, — и, как всякое новое дело, трудно исполнимое, но ведь исполняется по милости Божией».

Что ж, на первом семинаре что-то получилось лучше, что-то хуже – опыт обязательно будет извлечен организаторами постоянно действующих семинаров, – важно, что забота о профессиональной подготовке преподавателей основ христианской этики не осталась на уровне лишь добрых намерений, которыми известно куда вымощена дорога.

 

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

перед началом занятий по основам христианской этики

1. Представить документы, регламентирующие введение предмета (факультатива) по основам христианской этики:

а) Разъяснение двух статей Конституции Украины:

● «Церква і релігійні організації в Україні відокремлені від держави, а школа від церкви» (Конституція України. Розділ II, ст. 35)

[Эта статья запрещает обучение религии и миссионерскую деятельность религиозных организаций в светской школе],

● «Держава сприяє консолідації та розвиткові української нації, її історичної свідомості, традицій і культури, а також розвиткові етнічної, культурної, мовної та релігійної самобутності всіх корінних народів і національних меншин України» (Конституція України. Розділ I, ст. 11)

[Эта статья обязывает государство способствовать религиозной самоидентификации украинского народа, то есть духовному просвещению и формированию

понимания принадлежности к определенной культурно-исторической традиции (для большинства населения христианской, и именно православной),

патриотизма по отношению к духовно-нравственным ценностям восточно-христианской цивилизации

и, следовательно, ценностного отношения к жизни и соответствующей мотивации этического поведения носителей данной культуры];

б) Государственные документы, вводящие предмет по основам христианской этики (см.: «Збірник нормативно-правових актів і документів щодо запровадження предметів духовно-морального спрямування в системі освіти України»);

в) Программа «Біблійна історія та християнська етика: Програма для загальноосвітніх закладів. 1-11 клас», рекомендованная Министерством образования и науки Украины (Лист 1/11-11629 від 21 грудня 2010 р.).

2. Знакомство родителей с программой ОХЭ (что именно должны узнать дети на занятиях данного учебного года).

3. Можно упомянуть о практике ознакомления подрастающего поколения с духовно-нравственными основами родной культуры, существующей в Западной Европе:

В качестве примера приведем некоторые сведения из Британской системы образования. Согласно Акту о школьных стандартах 1998 г. и Акту об образовании 1996 г., все школьные программы должны содержать религиозный компонент. При этом п. 3 ст. 375 части 3 Закона об образовании 1996 г. гласит: «Каждая введенная школьная программа должна отражать тот факт, что религиозные традиции в Великобритании в целом христианские, принимая при этом во внимание учения и практику иных основных религий, которые представлены в стране». Занятиям предшествует общая , которая может видоизменяться по желанию школьников и их родителей [5]. Заметим, что в той же Британии 79% мусульман, считают, что должно играть ведущую роль в жизни общества. Участникам опроса, выполненного по заказу Би-би-си, было предложено согласиться или не согласиться с утверждением: «Наши законы должны уважать и основываться на традиционных для Соединенного Королевства религиозных ценностях». Процент согласных с этим утверждением среди мусульман и индусов 79% и 74% соответственно и среди христиан 70% [Британские мусульмане высказываются за ведущую роль христианства в общественной жизни // Православие.Ru / Интернет-журнал. – 25 февраля 2009 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/29421.htm].

Читайте также:  Официальный комментарий

Подобная ситуация, что с христианским просвещением, что с отношением к христианству, и в других западноевропейских странах: в 18 из 27 стран Евросоюза религиозных знаний является обязательным, еще в девяти — факультативным. При этом в 75% стран ЕС знания преподаются в виде вероучения традиционной религии и в 25% стран — в виде истории религий. Кроме того, в каждой из 27 стран религии обязательно связано с общей системой образования и с культурным наследием данного государства [Кожухаров В. Преподавание религии в школах Европы [Электронный ресурс] // Режим доступа: В. Кожухаров. — http://www.pravoslavie.ru/news/31684.htm].CRW_0774Крайне интересно, уроки православия (именно так, а не христианской этики) можно, скорее, увидеть в школах Германии, чем Украины (в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия для школьников из греческих семей с 1985-1986 уч. г., для сербов, украинцев и русских с 2009-2010 уч. г.), где хотят «религиозной и культурной самоидентификации» мигрантов, чтобы не получались из них субпассионарии «без роду и племени», источник асоциальности, тем более что эти мигранты – христиане из родственной восточно-христианской цивилизации [В школах Германии сербским и русским детям будут преподавать основы Православия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/news/31969.htm].

4. Что говорит педагогика и психология по вопросу духовно-нравственного просвещения детей:

● Главное, как доказывает теория воспитания, не выработка тех или иных качеств личности, а общая направленность личности, т.е. на какие ценности, смысл жизни и идеал направлена личность. Но что у нас с этим у современной молодежи, да и у общества в целом? Все относительно, у каждого «своя правда», отчего торжествует эгоизм и гедонистические настроения.

Важно понять эту ступенчатую систему установления направленности личности: абсолютные ценности – смысл жизни – идеал. В «Психологии смысла» выдающийся психолог Д.А. Леонтьев пишет: «Смысл жизни представляет собой концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого».

● Христианство, хранящее абсолютные ценности, помогает человеку найти смысл жизни, но не только найти, а и указать в своей моральной культуре идеал, как цель, и путь к идеалу. Это есть, по сути, настоящее внутреннее делание человека, собственно . В.Д. Шадриков в «Происхождении человечности» пишет, что духовность — фундаментальное качество человека, развивающееся на основе единства морали и религии. Развитие же светской, то есть в данном случае секулярной, морали исключает религиозную основу духовности и ведет к неизбежному падению уровня духовности общества. Вот почему не справляются ни семья, ни школа с духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения.

Если абсолютной ценностью является Бог и Его Царство истины, добра и красоты, что и означает вечную жизнь, то смысл земного существования в спасении, осуществляемом через духовное единение с Богом и обретение Царства Божия, на пути, указанном Христом, и не просто указанном, конечно, а пути, по которому Он же и ведет христианина, Своего ученика, в Своей Церкви. Если идеальным решением проблемы обретения и достижения смысла жизни является то, что мы в Христе, а Христос в нас, то и идеал наш есть Христос, — «ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21), «ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5), «Наполняющего всё во всём» (Еф. 1:23).

Читайте также:  Святитель Игнатий Мариупольский

Какие же (принципы, чтобы исполнить смысл нашего существования) предлагает Христос? «…“возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим”: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: “возлюби ближнего твоего, как самого себя”» (Мф. 22:36-38). Собственно, на этот Закон и, естественно, на его Автора мы и направляет внимание личности.

● Итак, цель ОХЭ: передать христианский смысл жизни в реальной истории Христа и христианства, но передать не как нечто готовое (возьмут ли?), а как условия, в которых смысл может быть учениками воспринят и принят. Педагог ОХЭ не воспитывает христианина, ибо это не задача светской школы, а семьи в основном и Церкви. Нет, учитель воспитывает (по мере сил и мере желания добровольцев) отношение к христианству как высшей ценности нашей цивилизации, которая учеными называется восточно-христианской, и иной быть не может. Педагог заботится прежде всего о том, чтобы свободно постиг общую направленность жизни уверовавших во Христа людей, стремящихся к достижению Царства Божьего, начинающегося для них еще здесь, в земной жизни. Вожделенные моральные качества в возникшей направленности будут прилагаться по силе этой направленности. (Как пример трезвого, рационального подхода к христианской культуре: знаменитое «пари Паскаля».)

● Действительно, надо понимать, что преображающее воздействие христианства происходит не просто потому, что мы узнаем нечто о Нем, а потому, что мы верим в Христа, надеемся на Христа и любим Христа. Трудно получить воспитательный эффект от занятий ОХЭ, если не организовать учебно-воспитательный процесс (пусть в этот переходный период не целостный и пусть хотя бы для желающих) так, чтобы дать возможность Христу действовать в детях! То есть надо исполнить заповедь Христа о том, чтобы не запрещали детям приходить к Нему. Начать с малого: хотя бы узнать о Христе и христианстве, как ценностно-смысловом ядре нашей цивилизации, но узнать с симпатией, а не холодно-отстраненно, ибо такое познание не принесет пользы.

5. Ответы на вопросы родителей.

6. Установление договоренности между учителем и родителями о регулярности встречи между ними для сообщения педагогом того, что и как осваивают учащиеся на занятиях ОХЭ, а также для установления обратной связи, а именно рассказов родителей о впечатлениях и вопросах детей в связи с занятиями по данному предмету.

7. Написание заявлений теми из родителей, кто хочет, чтобы их дети посещали занятия по ОХЭ:

Директору ООШ №_______

Иванову И.И.

Петрова Петра Петровича,

проживающего по адресу:

875____, г.,

пр. Ленина 1, кВ.1,

Заявление.

Прошу организовать для моего сына Петрова Ивана Петровича, ученика 5-го класса ООШ №_______, занятия по курсу «Біблійна історія та християнська етика», проводимые преподавателем ООШ №______ Григорьевой Марией Ивановной, в 2011-2012 уч. г.

(дата) (подпись)

Сергей Плотников, кандидат педагогических наук, доцент МГУ

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Апостол и Евангелист Матфей

Апостол и Евангелист Матфей (†60)

29 ноября Православная Церковь празднует память святого апостола и евангелиста Матфея — человека с непростой судьбой. Матфей некогда был изменником, служившим оккупантам и грабившим свой народ, но сумел найти в себе силы покаяться и в корне изменить свою жизнь. Нам он известен как пламенный проповедник христианства и автор Евангелия.