Главная / Библиотека / Статьи / Христос, Православие, Святая Русь — путь к реальной духовности. ч.3

Христос, Православие, Святая Русь — путь к реальной духовности. ч.3

Часть третья

Идея цивилизационного воспитания

Наконец укажем на еще одну сторону нашего опыта, а именно идею цивилизационного воспитания, как то, что дает возможность организовать в светской школе настоящий культурный контекст (об этом подробнее в нашей монографии). Идея цивилизационного воспитания — воспитания, понимаемого в широком смысле слова, — есть идея такого педагогического процесса, который отвечал бы максимально возможно для светской современной школы ценностному содержанию и логике культурного развития цивилизации. Теперь необходимо уточнить, что имеется в виду под термином цивилизация.На наш взгляд, вполне приемлемо как рабочее принять следующее определение понятия цивилизация, данное Н.С. Розовым: «цивилизация — устойчивая историческая система, объединяющая различные этносы через общность их культурно-исторической самоидентификации, общность базовых культурных образцов (особенно в сферах религии, мировоззрения, семейных отношений, обрядов, связанных с рождением и смертью, властно-правовых традиций), общность институциализированных культурных текстов (священные книги, исторические и литературные тексты, обязательные для изучения подрастающих поколений и т.д.» [15]. По Н.С. Розову, а также по мнению многих исследователей, как отечественных, так и зарубежных, народы России, Украины, Белоруссии и некоторых других стран относятся к восточно-христианской, или православной, или евразийской, цивилизации, будучи как бы «родной сестрой» западно-христианской цивилизации, у которых одна «мать»: греко-римская цивилизация. В основе европейской цивилизации — католицизм, в основе нашей — православие, воспринятое от Византии. Восточно-христианская цивилизация устойчиво выделялась в XIX в. (среди 10 культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского), и в ХХ в. (например, среди 9 мировых цивилизаций С. Хайтингтона).

Но для идеи цивилизационного воспитания важно и необходимо также понимание цивилизации, как стадии развития суперэтноса, связанной с достижением определенного уровня социальности, характерной для качественной завершенности в развитии суперэтноса, относительно полной реализации базовых принципов. Таким образом, говоря о цивилизационном воспитании (в отечественной педагогике), мы подразумеваем под цивилизацией – восточно-христианскую, или православную, цивилизацию, причем на собственно цивилизационной стадии ее развития. Именно к этой стадии, или фазе, этногенеза как раз и подошел на рубеже XX – XXI вв. русский суперэтнос. По определению Л.Н. Гумилева, это есть инерционная фаза, образно говоря «золотая осень», три возможных будущих столетия создания материальных и духовных благ высшей пробы.

Читайте также:  Неделя 20-я по Пятидесятнице. О воскрешении сына наинской вдовы

Итак, суть цивилизационного воспитания — применительно к восточнославянским народам — заключается в том, чтобы способствовать формированию у подрастающего поколения такого ценностного отношения к жизни, которое возникает, исходит, развивается на основе познания и признания как явления действительно существующего, общего и родного цивилизационного восточно-христианского пространства с православным духовным корнем.

Любовь к Святой Руси — это особый патриотизм, требующий и особого патриотического воспитания. В преддверии получившей широкий общественный резонанс поездки 2009 г. в Украину Святейший Патриарх Кирилл отвечал на вопросы журналистов, в том числе украинских, и в частности сказал по интересующему нас вопросу: «Патриотизм христианский и церковный отличается от национализма. Патриотизм всегда сбалансирован христианским универсализмом. Национализм ничем не сбалансирован. Христианский универсализм дает такое мощное этическое измерение человека и такую сильную этическую мотивацию, что ее любовь к своему народу, ее верность своему государству всегда сбалансированы тем, что мы можем назвать общими людскими ценностями, но не в либеральном их разумении, а в христианском их понимании. Поэтому наш призыв к патриотизму распространяется и на Украину, и на Белоруссию, и на все другие страны».

Просветительская деятельность может осуществляться через заботу о возрождении и сохранении культурного наследия предков, причем сразу же мы должны уделить внимание общему у трех восточнославянских народов, не задерживаясь надолго в национальных отличиях. Этот подход, особенно важен для системы образования Донбасса в силу особенностей этоса населения нашего региона, а может, и всего Юго-Востока современной Украины, поскольку известный донбасский «биэтнеризм» — принадлежность индивидов и целых коллективов одновременно двум культурам, русской и украинской, — заставляет делать упор на общем, а не различном, и здесь естественно мы приходим в решении воспитательных задач к универсализму христианства и его восточно-христианской, или православной, культурно-цивилизационной парадигме, отнюдь не завершившейся.

Автор разделяет точку зрения тех русских деятелей – клириков и мирян православной Церкви, — которые считают, что русская еще почти что не начиналась, а жизнь Церкви полна неизведанных возможностей. И это — такая русская апокалиптика. То есть какая? Такая, которая, помня о страшных пророчествах конца мира, не проживает как попало последние времена, а живет полноценной творческой жизнью в любви к Богу и ближним, оцерковляя каждую клеточку бытия христианского народа. Оцерковляя не цепями рабства духовного, а «Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством» (Исх. 31:3). В этом прежде всего призвание Церкви в ее служении миру в разных формах и величайшая миссия Святой Руси в истории человечества.

Читайте также:  Архимандрит Кирилл (Павлов): О почитании родителей

О таком патриотизме, как мы думаем, говорил священномученик митрополит Серафим Чичагов (+1937), вспоминавший о положительных сторонах своего воспитания: «Пажеский корпус обязан своим наставникам его традициями, утвердившимися в нем. Мы были воспитаны в вере и православии, но если выходили из корпуса недостаточно проникнутыми церковностью, однако хорошо понимали, что православие есть сила, крепость и драгоценность нашей возлюбленной родины» [16]. Такой святорусский патриотизм наших воспитанников и должен быть, по нашему убеждению, целью любого образовательного учреждения, избавляющегося от секулярной стерилизации.

Вывод. Итак, направленность личности на Христа, православие и Святую , и направленность, сопровождаемая, по крайней мере, симпатией, если не любовью, – вот цель христианского просвещения и возможного воспитания, понимаемого в широком смысле слова, в светском учебном заведении в действительности принимающего ценностно-смысловое ядро родной восточно-христианской цивилизации. Умножение знаний, теперь и в области христианской культуры, само по себе не ведет к формированию моральности молодого поколения, да и кого бы то ни было, если духовная стрелка компаса-личности человека устойчиво не будет указывать во всех «магнитных бурях» современности на всецелое добро, свет и любовь – на Христа как «путь и истину и жизнь» (Ин. 14:6). Таков главный вывод из нашего опыта христианского просвещения как в средней, так и высшей школе о реальном пути формирования ценностного отношения молодежи к жизни, то есть достижения ею духовности.

Литература

1. Выступление диакона Андрея Кураева перед учителями на пленарном заседании Образовательных чтений Сибирского федерального округа, посвященных региональному этапу Всероссийского конкурса работ на соискание премии «За нравственный подвиг учителя». г. Томск (29 октября 2008 года) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=198

Читайте также:  В чем истинное православие, и храним ли мы его?

2. Плотников С.А. Православное воспитание детей / С.А. Плотников // Україна – Греція: досвід дружних зв’язків (м. Маріуполь, 24-26 травня 1996 р.): Тези міжнародної науково-практичної конференції. – Маріуполь: МГI, 1996. – С. 245-247.

3. В Тернополе появится элитная католическая школа [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ukranews.com/ru/news/ukraine/2011/02/20/37756

4. Плотников С.А. Святорусская педагогика: Монография. – Винница: Новая книга, 2010. – 472 с.

5. Писенко К. Уроки религии в государственной школе – норма светского правового государства // Православие.Ru / Интернет-журнал. – 11 февраля 2009 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/29260.htm

6. Британские мусульмане высказываются за ведущую роль христианства в общественной жизни // Православие.Ru / Интернет-журнал. – 25 февраля 2009 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/29421.htm

7. Кожухаров В. Преподавание религии в школах Европы [Электронный ресурс] // Режим доступа: В. Кожухаров. — http://www.pravoslavie.ru/news/31684.htm

8. В школах Германии сербским и русским детям будут преподавать основы Православия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/news/31969.htm

9. Збірник нормативно-правових актів і документів щодо запровадження предметів духовно-морального спрямування в системі освіти України. – К., 2006. – 70 с.

10. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика: Курс лекций / В.Ф. Дружинин, Л.А. Демина. — М.: Экзамен, 2005. – 221 с.

11. Костів В.І. Методика виявлення рівня моральної вихованності дітей із неповних сімей. – В.І. Костів. — Івано-Франківськ, 1996. — 132 с.

12. Шадриков В.Д. Происхождение человечности / В.Д. Шадриков. — М.: Логос, 1999. — С. 105-106.

13. Леонтьев Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. – М., 2003. – С. 250.

14. Одно и двести посылок // Спасите наши души! — 2007. — №3. — С. 26.

15. Розов Н.С. Национальная идея как императив разума // Вопросы философии. – 1997. — №10. — С. 24.

16. Житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова). Часть I [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://days.pravoslavie.ru/Life/life360.htm

Сергей Плотников, кандидат педагогических наук, доцент МГУ

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

К 1 сентября: церковные писатели об образовании и воспитании

К 1 сентября: церковные писатели об образовании и воспитании

1 сентября – начало учебного года. Как приучить ребенка учиться? Что делать, если твой воспитанник недостаточно усерден? Ради чего учиться? Как преодолеть конфликты между детьми и родителями? Об этом – наша подборка цитат из творений церковных писателей.