Главная / Библиотека / Статьи / Христос, Православие, Святая Русь — путь к реальной духовности

Христос, Православие, Святая Русь — путь к реальной духовности

Часть первая

Светское обязано способствовать развитию православной самобытности украинского народа

Цель нашей статьи: представить и проанализировать наиболее значительные проблемы, проявившиеся в нашем опыте христианского просвещения в светской системе образования, именно такие проблемы, решение которых может в числе других послужить концептуальной основой обращения светской школы к данным православной педагогики. Актуальность такого анализа и выводов из него очевидна: практика средней и высшей школы все чаще обращается к духовно-нравственному воспитанию как к реальной возможности, по крайней мере, остановить падение моральной культуры общества, с одной стороны, но, с другой стороны, теоретические предпосылки для такой практики весьма неразвиты, так что педагоги по большей части не подготовлены именно с психолого-педагогической (теоретической) стороны к христианскому просвещению в светской системе образования как средству формирования у подрастающего поколения ценностного отношения к жизни.В связи с названной актуальностью упомянем одно весьма ценное и «трезвящее» замечание известного богослова и миссионера, а также разработчика пособий по основам православной культуры в Российской Федерации диакона Андрея Кураева: «Говоря о сотрудничестве детских педагогов и Церкви, стоит честно признать, что педагогические “закрома” Церкви пусты. Церковная средневековая ребенка не замечала. Первый церковный учебник для детей вышел в 1868 году. До этого времени в XIX веке Закон Божий преподавался по книге митрополита Филарета Дроздова “Катехизис”, ранее же грамоту по Псалтири учили…

duhovnost006

Представляете, первая книга, которую Церковь написала для своих детей, появилась на исходе XIX столетия церковной истории! Не стоит строить иллюзий, что у нас в Церкви педагогические премудрости и их свободно можно брать.

Евангельское доброе слово о детях долго прорастало через пласты эпической культуры, к тому же чаще всего нам приходилось заимствовать на Западе.

Коллеги, у меня для вас пренеприятнейшее известие! Вы обречены на творчество, как и любой православный педагог. Нельзя просто взять тетрадку с прописями и оттуда перерисовать каллиграфическим почерком святооотеческие педагогические советы…» и т.д. [1]

duhovnost004Слово отца диакона произнесено на образовательных чтениях в конце 2008 г., когда в России и Украине педагоги уже более или менее массово стали обращаться к этической культуре традиционных для нашей евразийской цивилизации религий, и прежде всего православия. Однако до сих пор не изжит тот негативный подход, с которым нам довелось столкнуться в представляющихся уже далекими 90-ых гг. прошлого века, и это – первый пункт того опыта, который мы хотим вкратце здесь представить. Речь идет о «низзя».

Читайте также:  Раиса Божко: вопрос не в том, кто проводит расследование журналист или историк…

Еще в 1996 г. мы выступили на международной конференции с докладом «Православное воспитание детей» [2] и – от слов к делу – стали готовить с несколькими студентами специальности «Дошкольное воспитание», основываясь на их желании, курсовые проекты с общей проблематикой по воспитанию в православной семье постольку, поскольку такую возможность предоставляла специализация студентов в гувернерстве. Это была в то время очень актуальная проблема, поскольку новоначальные совершали много ошибок в духовной малознакомой для них культуре, и мы могли им помочь. Курсовые проекты нам «простили», но дать им перерасти в дипломные не позволили на том основании, что «Церква і релігійні організації в Україні відокремлені від держави, а школа від церкви» (Конституція України. Розділ II, ст. 35).

Интересно, что эта ситduhovnost013уация возникла в вузе из восточной части Украины, и в то время, когда в западной части Украины, начиная с 1991 – 92 уч. г. довольно активно шло христианское просвещение в средней и высшей школе. Каково же было правовое основание для такого подхода в Западной Украине? Прежде всего та же самая Конституция Украины, которая устанавливает, что «держава сприяє консолідації та розвиткові української нації, її історичної свідомості, традицій і культури, а також розвиткові етнічної, культурної, мовної та релігійної самобутності всіх корінних народів і національних меншин України» (Конституція України. Розділ I, ст. 11). Таким образом, это Церкви нельзя вести миссионерскую работу в школе, но государство не самоустраняется в деле развития религиозной самобытности граждан и, кстати, вполне может прибегать к помощи священнослужителей, что и проявлялось и проявляется в той же Западной Украине в разнообразных учебно-воспитательных мероприятиях, вплоть до такого серьезного дела, как создание религиозно ориентированных учебных заведений. Самый близкий по времени пример в виде новостной информации:

«В Тернополе появится Католическая школа. Местные власти обеспечат школу помещением и учителями, а Украинская греко-католическая церковь, в свою очередь, будет предоставлять программы и техническое обеспечение. (Вероятно, мы правильно поняли: это не частная школа, и местные государственные органы самоуправления не просто «предоставляют» здание и учителей, но будут и содержать их. – С.П.)

Как сообщил городской председатель Сергей Надал, люди, которые занимаются этим вопросом, вместе со священниками УГКЦ уже ездили в Польшу и Австрию, где перенимали опыт функционирования таких школ.

Читайте также:  Учебно-методическое пособие по курсу «Религиоведение». Часть II/1

«В Католической школе мы соберем тех учителей, которые действительно исповедуют христианские ценности и христианскую мораль и которым действительно интересно будет работать в таком учебном заведении», – отметил Надал.

«Мы видим эту школу как элитное заведение. Церковь предлагает, чтобы в этой школе обучалось меньше учеников, чем в среднем в школах Тернополя, где-то 300-400 учеников (в среднем численность учеников в школах города составляет 500-700 – ред.). Но тогда появится возможность уделить больше внимания каждому ребенку и это значительно улучшит качество учебно-воспитательного процесса», – сказал Надал.

По его словам, Католическая школа будет открыта на базе одной из действующих школ города, ориентировочно запланировано это сделать с нового учебного года» [3].

Почему так различаются подходы к христианскому просвещению в Западной и Восточной Украине? Потому что население западной части Украины, в значительно большей степени, чем население восточной части сохранило религиозные традиции. Уместным будет напомнить, что Юго-Восток Украины заселялся и осваивался преимущественно в XIX – XX вв., то есть в фазу надлома этногенеза русского суперэтноса, характерную возникновением большого числа субпасионариев – людей «выламывающихся» из традиционной культуры, которые как раз массово и заполняли степные просторы Новороссии (см. об этом подробнее в нашей монографии: [4]).

Западная Украина, в силу понятных цивилизационных предпочтений, оказалась ближе к европейской традиции, сохраняющейся не смотря на набирающий оборот в их – западно-христианской цивилизации – наступившую фазу обскурации процесс дехристианизации. В качестве примера приведем некоторые сведения из Британской системы образования. Согласно Акту о школьных стандартах 1998 г. и Акту об образовании 1996 г., все школьные программы должны содержать религиозный компонент. При этом п. 3 ст. 375 части 3 Закона об образовании 1996 г. гласит: «Каждая введенная школьная программа должна отражать тот факт, что религиозные традиции в Великобритании в целом христианские, принимая при этом во внимание учения и практику иных основных религий, которые представлены в стране». Занятиям предшествует общая , которая может видоизменяться по желанию школьников и их родителей [5]. Заметим, что в той же Британии 79% мусульман, считают, что должно играть ведущую роль в жизни общества. Участникам опроса, выполненного по заказу Би-би-си, было предложено согласиться или не согласиться с утверждением: «Наши законы должны уважать и основываться на традиционных для Соединенного Королевства религиозных ценностях». Процент согласных с этим утверждением среди мусульман и индусов 79% и 74% соответственно и среди христиан 70% [6]. Подобная ситуация, что с христианским просвещением, что с отношением к христианству, и в других западноевропейских странах: в 18 из 27 стран Евросоюза преподавание религиозных знаний является обязательным, еще в девяти — факультативным. При этом в 75% стран ЕС знания преподаются в виде вероучения традиционной религии и в 25% стран — в виде истории религий. Кроме того, в каждой из 27 стран преподавание религии обязательно связано с общей системой образования и с культурным наследием данного государства [7].

Читайте также:  Неделя 19-я по Пятидесятнице. Возвращение к жизни

Крайне интересно, уроки православия (именно так, а не христианской этики) можно, скорее, увидеть в школах Германии, чем Украины (в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия для школьников из греческих семей с 1985-1986 уч. г., для сербов, украинцев и русских с 2009-2010 уч. г.), где хотят «религиозной и культурной самоидентификации» мигрантов, чтобы не получались из них субпассионарии «без роду и племени», источник асоциальности, тем более что эти мигранты – христиане из родственной восточно-христианской цивилизации [8]. В «Збірнику нормативно-правових актів і документів щодо запровадження предметів духовно-морального спрямування в системі освіти України», подготовленном Киевский городской педагогический университет им. Б.Д. Гринченко и Всеукраинским православным педагогическим обществом приводятся многочисленные выдержки из международных правовых документов, в которых регламентируется вопрос религиозного просвещения в демократических сообществах [9]. Эти документы признаны Украиной и должны использоваться в нашей системе образования.

duhovnost009Итак, какой урок мы извлечем из данного опыта? Весьма простой: светской (государственной) системе образования необходимо не тормозом становиться на пути духовного возрождения народа, а, напротив, способствовать развитию православной самобытности нашего народа, грамотно, с научной точки зрения решая проблему христианского просвещения молодого поколения, поскольку лишь таким образом может достичь культурной (прежде всего духовной) самоидентификации. Церкви одной не справиться с этой задачей, здесь полезна синергия Церкви и различных государственных и общественных институтов, тесная связь с семьей. Нет иного пути сбросить обществу с себя нажитую в прошлом маргинальность, от которой в наибольшей степени страдает Юго-Восточная Украина. Именно о населении Донбасса, сам будучи выходцем из Северного Приазовья, сказал Антон Павлович Чехов, как о людях без родины, без общественных убеждений и без религии.

Сергей Плотников, кандидат педагогических наук, доцент МГУ

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

К 1 сентября: церковные писатели об образовании и воспитании

К 1 сентября: церковные писатели об образовании и воспитании

1 сентября – начало учебного года. Как приучить ребенка учиться? Что делать, если твой воспитанник недостаточно усерден? Ради чего учиться? Как преодолеть конфликты между детьми и родителями? Об этом – наша подборка цитат из творений церковных писателей.