Главная / Библиотека / Статьи / Христос, Православие, Святая Русь — путь к реальной духовности. ч.2

Христос, Православие, Святая Русь — путь к реальной духовности. ч.2

Часть вторая

Цель христианского просвещения в светской школе

Второй из наиболее существенных вопросов, возникших в нашем опыте христианского просвещения в светских учебных заведениях, вопрос, вызывавший и вызывающий по-прежнему наибольшие дискуссии среди педагогов (после положительного ответа на вопрос: «быть или не быть?»): какая психолого-педагогическая цель может быть поставлена в указанной деятельности? Зайдем к ответу на этот вопрос со стороны самого главного с содержательной точки зрения в духовном просвещении, а именно со стороны абсолютных ценностей, смысла жизни и идеала.

Именно в абсолюте обнаруживается смысл жизни человека, и, как говорил Альбер Камю, прозванный еще при жизни совестью Запада, как раз вера в смысл жизни, предполагает шкалу моральных ценностей. И всех-всех нас верующих можно разделить на «две категории»: «верящих в существование Бога и не верящих» [10, с. 10] или, как нам представляется точнее, на верящих в Бога и смысл, «привнесенный только оттуда» [10, с. 12], то есть от Бога, и на верящих во что-то иное как абсолют и смысл, «выводимый» из некоего предмета или явления, которому приданы свойства и черты абсолютности. Соответственно разными будут и моральные принципы. Не выяснив религиозно-философские вопросы, как создавать «нормативную этику»? Тем более, как переходить к воспитанию человека? А ведь переходят и воспитывают.

Один из характерных примеров для педагогики Украины: пособие «Методика выявления уровня моральной воспитанности детей из неполных семей» Владимира Костива [11]. Воспитательная цель, которую, конечно же, опытный ученый-педагог стремится определить еще во «Вступительном слове», определяется им как двухчастная: 1) «…главной целью национального воспитания молодежи является формирование личности гражданина Украинского государства…»; 2) «…в зоне ближайшего, более высокого уровня развития его (гражданина Украинского государства. — С.П.) интегральных качеств…» [11, с. 4]. В.И. Костив, кажется, хочет уйти от «лозунгов», говоря о постановке «реальных целей в воспитании» [11, с. 3], а конкретикой он и считает «интегральные качества», а именно такие: «психическое здоровье, интеллектуальная зрелость, физическое , моральная воспитанность, гражданская, правовая, трудовая (хозяйственно-экономическая), эстетическая, экологическая культуры, семьянина» [11, с. 4]. Чтобы знать эту конкретику, применяются «научно обоснованные критерии, показатели, методика диагностирования» [11, с. 5], чему и посвящается целая книга с определенным уклоном, обозначенным в названии пособия.

Например, дается «Методика “Добро и зло”», чтобы «изучить природу добра и зла у человека, мотивы поведения детей относительно добра и зла» [11, с. 119]. «Ход эксперимента» таков:

duhovnost001«1. Учитель (психолог, экспериментатор) пытается определить концепцию добра и зла, предлагая ученикам вопрос: может ли существовать добро без зла? Дети высказывают свои соображения, в результате которых учитель делает вывод, что добро и зло не зависят друг от друга…»;

«2. Ученикам предлагается написать мини-сочинение об одном из конфликтов, что происходит в мире. Чтобы произошло, если бы эти проблемы исчезли? Верно ли, что борьба противоположностей обеспечивает прогресс общества и страны…»;

Читайте также:  Учебно-методическое пособие по курсу «Религиоведение» 1-3 темы

«3. Ученикам предлагается обратиться к истории и вспомнить исторические события, когда одна группа людей уничтожала другую, считая, что они намного лучше представителей другой религии, нации или расы. Это неоднократно приводило к массовым убийствам…»;

«4. В каждом человеке заложен потенциал добра и зла. Ученикам предлагается подумать о человеке, который считается очень добрым. Как правило, мы считаем добрым того, кто живет для других людей. Такие люди иногда жертвуют своими желаниями, чтобы помочь другим. Часто таких людей считают героями, по крайней мере они пользуются всеобщим уважением»;

«5. Мотивация — важный фактор для определения доброго или злого поступка. Ученикам предлагается прочитать и проанализировать рассказы…»;

«6. Ученикам предлагается подумать о ситуации, когда кто-то из их знакомых осуществлял, казалось бы, добрый поступок, однако в нем пользовался эгоистическими соображениями…» [11, с. 119-122].

Что сказать? Один профессиональный чемпион мира по боксу на вопрос о том, что нужно делать, чтобы стать чемпионом, ответил, что нужно каждый день хоть что-то делать для этого, то есть чтобы стать чемпионом. Так и любое «хоть что-то» в сфере воспитания моральной культуры молодежи даст результат, которому мы на безрыбье будем рады. Но есть два серьезных недостатка у этого «хоть что-то», даже так, казалось бы, профессионально основательно выполненное В.И. Костивым. Во-первых, в определении целей исследователя-педагога, как и у авторов подавляющего большинства украинских учебных пособий, нет подлинного (читай: не релятивистского) критерия различения добра и зла, и именно того, который лежит в основе всей нашей культуры, онтологически являющейся христианской, а, во-вторых, главное, как доказывает «независимая» теория воспитания, не выработка тех или иных, хоть бы и «интегральных», качеств, а о б щ а я н а п р а в л е н н о с т ь л и ч н о с т и. Не потому ли сознательно или бессознательно тот же В.И.Костив начинает с «формирования личности гражданина Украинского государства»? Что же получается, точкой отсчета добра и зла будет именно эта направленность? Да, но в конечном итоге — в педагогической практике — один из двух вариантов: или эта направленность утвердится, если ее в действительности активно и настойчиво будет держаться педагог, по сути, как заменителя абсолютной ценности, или, чего предпосылки видны в «эксперименте», воспитательный процесс по инерции втечет в уже привычный для нашего общества релятивистский подход к ценностям. Подтверждение последнего нашего суждения найдем в воспроизведенной в указанном пособии В.И. Костива «Методике “Ценностные ориентации” М. Рокича», опубликованной еще в Советском Союзе [11, с. 107-111].

Читайте также:  О Рождественском посте

duhovnost017Христианство, хранящее абсолютные ценности, помогает человеку найти смысл жизни, но не только найти, а и указать в своей моральной культуре идеал, как цель, и путь к идеалу. Это есть, по сути, настоящее внутреннее делание человека, собственно . В.Д. Шадриков в «Происхождении человечности» пишет, что духовность — фундаментальное качество человека, развивающееся на основе единства морали и религии. Развитие же светской, то есть в данном случае секулярной, морали исключает религиозную основу духовности и ведет к неизбежному падению уровня духовности общества [12]. В цитировавшихся выше местах из пособия, посвященного воспитанию нравственной культуры, единство морали и религии отсутствует. Разве что «новой» религией становится украинский национализм…

Итак, нам, педагогам, важно понять эту ступенчатую систему восхождения к душе ученика: абсолютные ценности – смысл жизни – (воспитательный) идеал. Если абсолютной ценностью является Бог и Его Царство истины, добра и красоты, что и означает вечную жизнь, то смысл земного существования в спасении, осуществляемом через духовное единение с Богом и обретение Царства Божия, на пути, указанном Христом, и не просто указанном, конечно, а пути, по которому Он же и ведет христианина, Своего ученика, в Своей Церкви. Если идеальным решением проблемы обретения и достижения смысла жизни является то, что мы в Христе, а Христос в нас, то и идеал наш есть Христос, — «ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21), «ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5), «Наполняющего всё во всём» (Еф. 1:23).

В «Психологии смысла» Д.А. Леонтьев пишет: «Смысл жизни представляет собой концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого» [13]. Таким образом, все сходится: ядро, или стержень, культуры (имея в виду ее морфологию) – общая направленность жизни наших воспитанников! На том месте, где в нашем предложении «прописано» тире в действительности в деле христианского просвещения молодежи должен стоять учитель в самом широком и глубоком значении этого слова, учитель, любящий Христа и детей безусловно, профессионал своего дела, устанавливающий синергетическую связь с одной стороны с Церковью, с другой стороны с семьей (и так же все субъекты триады).

duhovnost015Его, учителя-христианина, цель — передать как раз этот смысл жизни, который он сам обрел, но передать не как нечто готовое (возьмут ли?), а как условия, в которых смысл может быть учениками воспринят и принят. Педагог не должен низвести воспитательные цели к убогому прагматизму: если мы воспитаем христианина, то получим достойного члена общества. Христианина ли воспитывать светской школе? Нет, ей воспитывать (по мере сил и мере желания добровольцев) отношение к христианству как высшей ценности нашей цивилизации. Если педагог сам верит в тот смысл, который открыт ему Христом, то он заботится прежде всего о том, чтобы ученик свободно постиг общую направленность жизни уверовавших во Христа людей, стремящихся к достижению Царства Божьего. Как и для них, христиан, к нему, учителю, и к его ученикам в случае их доверия к Иисусу Христу остальное – вожделенные моральные качества — в возникшей направленности будет прилагаться.

Читайте также:  Церковно-приходские школы в системе начального образования Екатеринославской губернии

Надо понимать, что преображающее воздействие христианства происходит не просто потому, что мы узнаем нечто о Нем, а потому, что мы верим в Христа, надеемся на Христа и любим Христа. Не получить того, что предполагают получить те, кто «разрешает» «», если не организовать учебно-воспитательный процесс (пусть в этот переходный период не целостный и пусть хотя бы для желающих) так, чтобы дать возможность Христу действовать в детях! Вот как это понимают православные люди (из рассказа о старце Паисии Святогорце): «Старец Паисий имел блаженную простоту, святость жизни, он видел Нетварный Свет и переживал высокие состояния. Однако при этом он обладал и духовным ведением. Он очень хорошо знал о том, что переживаемое им — редкие благодатные состояния, явления от Бога и что его собственное — только грехи. Он говорил: “Я — консервная банка, которая сверкает на солнце и кажется золотой. Но эта банка пуста. Если меня покинет Благодать Божия, я стану самым большим озорником и буду проводить время в злачных местах вокруг площади Согласия, тогда как, даже будучи мирянином, я ни разу не заходил в кофейню”» и прибавляет агиограф: «старец совершенно не брал в расчет свое подвижничество, потому что совершал его не “ради мздовоздаяния”, но от любви ко Христу» [14].

В образе совершенства надо видеть не только так сказать его техническую составляющую, на которой строится любой педагогический процесс («если…, то…»), но и самоценность этого образа совершенства, то есть речь идет о любви без какой-либо выгоды за эту любовь: я люблю Иисуса Христа, даже если я не спасусь, потому, что Он — ! Эта любовь более чего-либо подвигает человека выполнять слово Христа, и, по сути, только она способна привести человека к личному преображению и обретению Царства Божия, что внутрь нас есть. Учитель не может полюбить за ученика, ему трудно передать и свою любовь к Христу, и все-таки, если таковая есть и растет как дерево из маленького зернышка веры, то птицы небесные прилетят в благодатную сень этого дерева.

Сергей Плотников, кандидат педагогических наук, доцент МГУ

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

К 1 сентября: церковные писатели об образовании и воспитании

К 1 сентября: церковные писатели об образовании и воспитании

1 сентября – начало учебного года. Как приучить ребенка учиться? Что делать, если твой воспитанник недостаточно усерден? Ради чего учиться? Как преодолеть конфликты между детьми и родителями? Об этом – наша подборка цитат из творений церковных писателей.