Главная / Библиотека / Статьи / Христианские ценности и высшая школа

Христианские ценности и высшая школа

История педагогической мысли говорит нам о том, что религия являлась важным фактором развития педагогических взглядов. В отдельный период истории, человечество, увлекшись идеями гуманизма и индивидуализма, стало развивать их и отошло от первоначальных подходов воспитания молодежи. В то же время мы видим, что современные высокоразвитые страны используют в воспитательном и образовательном процессе интеллектуальный и духовный потенциал религии [1, с. 259].

В настоящее время, мы все остро осознаем, что становление гуманной личности не возможно без формирования у нее определенного круга духовных ценностей.В этой связи философ Н. Бердяев отметил, что «духовные ценности являются основополагающим стержнем в жизни человека».

Ученые выделяют два основных подхода в христианской педагогике, один из которых заключается в понимании образования как воспитания.

Любое знание рассматривается не как что-то самодостаточное, а как средство к тому, чтобы сделать человека лучше, гуманнее. То есть цель образования – вывести ту красоту, которая скрыта в человеческой сущности и показать человеку средства и пути к этому, чтобы эта красота, немеркнущая и вечная, опять засияла во всем своем блеске, чтобы высветить в человеке Образ Божий [2, с.14].

Научно-технический уровень современной цивилизации достиг своего наивысшего развития, он таков, что преступные действия небольшой группы людей в принципе могут в течение нескольких часов вызвать глобальную катастрофу, в которой безвозвратно погибнут все высшие формы жизни.

С христианской точки зрения такие последствия возникли в силу ложного принципа, лежащего в основе современного научно- технического развития. Он заключается в априорной установке, что это развитие не должно быть ограничено какими-либо моральными, философскими или религиозными требованиями. Однако при подобной «свободе» научно-техническое развитие оказывается во власти человеческих страстей, прежде всего тщеславия, гордости, жажды наибольшего комфорта, то что разрушает духовную гармонию жизни со всеми вытекающими отсюда негативными явлениями [3, с. 136].

Для обеспечения нормальной человеческой жизни как никогда необходимо возвращение к утраченной связи научного знания с религиозными и нравственными ценностями.

Еще М. В. Ломоносов писал: наука и религия «в распрю прийти не могут… разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду всклепнет» [3, с.135].

Читайте также:  Открытый православный фестиваль детского и молодежного творчества «Искорка Божия»

Эту же мысль выразил Святитель Московский Филарет (Дроздов): «Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством».

Из всех отраслей знаний следует особо выделить общественные и гуманитарные науки, в силу своего характера неизбежно связанные с областями Богословия, церковной истории, канонического права.

Приветствуя труды светских ученых в данной сфере и признавая важность гуманитарных исследований, Церковь в то же время не считает рациональную картину мира полной и всеобъемлющей. Религиозное мировоззрение не может быть отвергнуто как источник представлений об истине, а так же понимание истории, этики и многих других гуманитарных наук, которые имеют основание и право присутствовать в системе светского образования и воспитания, в организации общественной жизни.

Только совмещение духовного опыта с научным знанием дает полноту ведения и создания мировоззренческой концепции.

В одном из своих обращений к студентам Харьковского Национального Университета, Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим сказал: «Если вы вышли на путь овладевания знаниями, то должны неутомимо работать над собой, идти вперед, заботиться о своем духовном росте, ибо в единении духовности и научного познания мира усовершенствуется человек. Нам необходимо глубоко прочувствовать, что от нашего старания и труда на ниве науки зависит ее величие и слава» [4].

В чем же мы видим миссию Православной Церкви в деле образования? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо раскрыть, что же представляет собой Православное . Православное , прежде всего, призвано выявить и возродить Образ Божий, живущий в душе. Оно всегда исходило из поразительной открытости и подлинной реальности жизни во Христе.

В основу отношения учителя и учеников в христианских школах были положены отношения Господа нашего Иисуса Христа с апостолами: «По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Ин. 13, 35). В Православных монастырях, которые на протяжении веков были важнейшими центрами духовного образования и культуры, передача знания никогда не была делом отвлеченным, не была отделена от развития навыков благочестия и воспитания христианских добродетелей. Не погоня за знаниями самими по себе, за информацией, как говорят сегодня, а формирование человека цельной, целомудренной и нравственной личности было главнейшей задачей образования [5, с.6].

Читайте также:  Троицкая родительская суббота

Конечно же, и сегодня такое образование жизненно необходимо. Общество сейчас особенно нуждается в людях, способных на жертвенный подвиг во имя любви к Богу и людям.

Формирование такой личности способствует приобщению человека к Православной культуре и христианским ценностям.

Это может послужить фундаментом для плодотворного сотрудничества в сфере образования Высшей школы.

В настоящий момент в образовательный процесс Высших учебных заведений по выбору студентов включена такая дисциплина как «Религиоведение». На этом курсе студенты знакомятся с основами Мировых религий, изучение Христианства в этой связи может рассматриваться как традиционная Религия для нашего народа, как историческая доминанта, с приобщением студентов к нравственным и моральным ценностям, с обсуждением проблем культуры в контексте Православной Традиции.

В настоящее время возможно изучение христианской этики факультативно в средней и профессиональной школе, но современные реалии жизни нам подсказывают, что это является явно недостаточным.

Для того, чтобы воспитать гуманную личность, необходимо, чтобы ознакомление с богатой сокровищницей христианской культуры носило не поверхностный, а целенаправленный характер.

Выпускник, овладевший профессиональными навыками и теоретической базой не может считаться хорошим специалистом без твердых морально — нравственных принципов и убеждений. Его можно сравнить с роботом, бездушной машиной без чувств, эмоций и моральных установок, запрограммированного на выполнение своих определенных функций.

Чтобы этого не произошло, необходимо усовершенствовать законодательную базу, которая будет способствовать созданию оптимальных условий для сотрудничества Православной Церкви и Высшей школы для сотрудничества в духовно-интеллектуальной и научной сфере.

Начальным этапом в изменении Законодательной базы могут послужить два документа, которые бы хотелось представить вашему вниманию. Это Указ Президента Украины «О неотложных мерах по окончательному преодолению негативных последствий тоталитарной политики бывшего Союза ССР в отношении религии и возобновления нарушенных прав церквей и религиозных организаций» от 21 марта 2002 г. Он способствует новой фазе развития взаимоотношений между Церковью и Государством. В частности, во втором абзаце этой статьи говорится о том, чтобы Государственный комитет Украины по делам религий вместе с Академией педагогических наук Украины с «участием Церквей и религиозных организаций разработал предложения относительно внедрения духовно-нравственных ценностей в образовательно-воспитательный процесс и подал их в установленном порядке на рассмотрение Кабинета Министров Украины» [6].

Читайте также:  «Серебряный колокольчик» принял участие в финальном гала-концерте фестиваля «Искорка Божия»

И новая редакция «Закона о свободе совести и религиозных организациях», разработанная Кабмином, не получившая поддержку в Парламенте. Данный Законопроект предусматривал уникальные условия для деятельности Церкви в области образования. Ей возвращался статус юридического лица, разрешалось факультативное в школах основ Православной культуры, Закона Божия, отменялись дискриминационные положения старого законодательства. Это соответствовало рекомендациям Совета Европы. Однако Законопроект был провален и большинством, и оппозицией [7, c.46].

Нездоровая морально-нравственная атмосфера, окружающая нас, побуждает к ускорению процесса усовершенствования Законодательной базы для внедрения в образовательный процесс морально-этических ценностей, базирующихся на Христианской культуре и традициях. Необходимо помнить, что нравственный потенциал народа во многом зависит от социального служения Церкви в современном обществе, ведь всегда была носительницей высоких нравственных идеалов и культурных ценностей. Необходимо стремиться к диалогу, к объединению усилий по решению насущных проблем и прежде всего в сфере образования, ибо вне христианских начал человек теряет свою ценность и значимость [7, c.47].

Список источников и литературы:

1. Ятищук О. Релігійні цінності в Українській освіті // Наука. Релігія. Суспільство. – 2006. — № 1. – С. 262.

2. Кирьянова О. Образование и Церковь // К Единству. – 2003. – № 2. – С. 14-16.

3. Основы социальной концепции РПЦ // Вера и Разум: богослов.-философ. журн. – 2002. — № 3. – С. 134-137.

4. Никодим, митрополит (Н.С. Руснак). Послания. Слова. Речи: в 6 т. – Х.: Майдан, 2002. – Т. 6. – С. 177.

5. Осипов А. Принципы воспитания в Христианской педагогике // Доклад посвященный седьмым международным образовательным Рождественским Чтениям. – М., 1999. – С. 5-8.

6. Указ Президента Украины // За единство Святого Православия. – 2002. – № 7 (28 апр.)

7. Забуга Н., протоиерей. Если наши поправки будут учтены, новый Закон поможет Церкви нормально функционировать в обществе // Вісник Прес-служби УПЦ. – 2002. – Вип. 20. – С. 46-47.

Лебедев Д.В., кандидат богословия, Мариупольский государственный университет

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

К 1 сентября: церковные писатели об образовании и воспитании

К 1 сентября: церковные писатели об образовании и воспитании

1 сентября – начало учебного года. Как приучить ребенка учиться? Что делать, если твой воспитанник недостаточно усерден? Ради чего учиться? Как преодолеть конфликты между детьми и родителями? Об этом – наша подборка цитат из творений церковных писателей.