Главная / Библиотека / Статьи / Библейский взгляд на времена и на Священный характер человеческой истории

Библейский взгляд на времена и на Священный характер человеческой истории

«И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко»
(Откр. 22.10).

«Река времен в своем стремлении уносит все дела людей, и топит в пропасти забвенья народы, Царства и царей».
Г.Р. Державин

Слово «хронология» происходит от двух греческих слов «хронос» — время и «логос» — слово, учение и означает науку об измерении времени. Она подразделяется на две части: астрономическую (математическую) и историческую (техническую). Первая, исследуя закономерности движения небесных тел и астрономических явлений, призвана устанавливать точное астрономическое время. В задачи второй входит изучение того, как разные народы в разное время измеряли и исчисляли время, как развивались и взаимодействовали различные системы времяисчисления (календари). Опираясь на данные письменных и археологических источников, историческая хронология определяет и уточняет даты исторических событий, соотносит их с современной системой счета времени [1; 174].Уже у первобытных народов возникла потребность соизмерять во времени происходящее в их жизни события. Сначала примитивные, способы счисления времени с ростом практических потребностей людей и их знаний в области математики и астрономии все более совершенствовались.

На Древнем Востоке возникли первые календарные системы, отдельные наиболее удачные элементы которых были восприняты и развиты при разработке календарей в Древней Греции и Древнем Риме.

Христианские народы средневековой Европы, с одной стороны, приняли элементы летоисчисления у древних народов, с другой – создали новые.

Следует различать, «религиозную эру», это летоисчисление в основании которого находится религиозное событие, например Мусульманская эра, которая связана с бегством пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622 году, Буддистская и т.д.

Христианская эра связана с великим историческим событием, фактом рождения Господа Иисуса Христа.

Вся современная европейская цивилизация формировалась под влиянием христианских ценностей, поэтому в своей публикации мы рассмотрим проблему «Библейского взгляда на времена и на Священный характер человеческой истории».

Во времена средневекового периода человеческой истории в научный оборот был введен специальный термин, обозначающий, то что течение истории напрямую связано с Божественным Промыслом, этот термин носит название – Провиденциализм.

В контексте всемирной эсхатологии, ведомая Богом должна трансцендировать (реализовать) себя в приходе нового неба и новой земли или другими словами реализовать себя в наступлении нового века (Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века) [2; 10].

Читайте также:  Неделя 35-я по Пятидесятнице. Об исцелении иерихонского слепого.

По мнению С.С. Аверинцева, раннехристианская эсхатология возникла на основе эсхатологии иудейского сектантства, освобожденного от национально-политических чаяний, и обогащенной мотивами античных и зороастрийских эсхатологических доктрин [3;6].

Христианская эсхатология берет свое начало от грехопадения наших прародителей до Второго Пришествия Иисуса Христа.

При этом Первое и Второе Пришествие Христа выражает полярное соотношение двух атрибутов Божества [3;6].

1. Милосердие Божие.

2. Справедливость наказания (судящий по справедливости).

Поэтому мы видим, что эсхатология Нового Завета выражает себя лишь в многозначных притчах и символах.

Слово Божие говорит о последних временах, непосредственно предшествующих пришествию антихриста; и эта нравственная характеристика не только наиболее существенна для этих времен, но и определяет само их наступление. То есть пока в нравственном отношении человечество не будет к ним готово, они и не наступят [4; 132].

Во времени следует выделить четыре основных свойства:

— направленность (необратимость);

— текучесть («бег времени»);

— абсолютность;

— соотносительность [5; 40].

Более того, если мы проанализируем жизнь современного человека, то мы увидим несколько направлений развития эсхатологических концепций, которые формируют духовную жизнь современного человека. Индивидуальная эсхатология включает три составляющих:

1. праведник уже в земной жизни, через свою встречу со Христом, сокровенно имеет эсхатологическую новую жизнь;

2. человек после смерти получает в Раю жизнь Вечную и встречу со Христом, уже здесь в Земной жизни, человек может сподобиться встретиться со Христом, но в полной мере такая встреча произойдет после Второго Пришествия Христа.

3. Воскресение, возвращение (восстановление) тела и соединение со Христом.

Само представление о личной загробной жизни в позднем средневековье начинает выражаться в чаяниях социальной справедливости.

Эпоха Возрождения способствовала возникновению Гуманизма. В пределах Христианской цивилизации, оставляя в стороне иные религии – конфуцианскую, буддийскую, мусульманскую и др., — образовался широкий антихристианский фронт пытающийся создать нехристианскую и антихристианскую культуру [6; 11].

Интерес к Всемирной эсхатологии характерен для новейшей современной философии и Богословия, поскольку одним из главных процессов современного Христианства является истолкование кризисных процессов человеческой истории в смысле исполнения эсхатологических сроков [3; 7].

Читайте также:  Что такое праведность в миру?

Тема времени красной нитью проходит через всю эсхатологию Церкви.

Оскар Кульман в своей классической работе «Христос и время» описывает два наиболее распространенных образа времени:

1. образ: время может представляться циклическим в виде круга, кольца или колеса.

2. образ: линейный образ – луч, прямая (прямого пути, реки или летящей стрелы), отрезок.

Оба символа не только не исключают друг друга, но образуют разные грани одной истины.

Круг знаменует собой повторяемость природных ритмов, линия передает нам ощущение времени, как направление движения и развития, но самое удивительное, что каждый из этих двух символов раскрывает нам эсхатологическую перспективу о «двух концах».

Движение по кругу можно переживать как спасительное возвращение к золотому веку и потерянному Раю, а можно увидеть в нем лишь бессмысленную повторяемость, обреченность и тщетность [3; 8].

Поэтому для нас он может быть образом света, образом вечности – Преображения, а может быть знаком ада, кругом замкнутым и прочным.

Также обстоит дело и с линейным измерением времени. Линия может быть строго горизонтальной, а значит нейтральной, но в тоже время можно представить ее наклонность.

Линия, идущая вверх или вниз, становится путем, ведущим к вершине Святой горы Синай, т.е. показан путь восхождения, духовного совершенствования, а при отрицательном истолковании – она символ распада, деградации, движения вниз, путь в пропасть, ведущий в погибель.

По мнению епископа Каллиста Уэра удачным символом времени является спираль, в которой соединилось все лучшее, что наблюдается в линии и круге.

Спираль точнее, чем круг или прямая, спираль соответствует модели, которая преобладает в физическом мире, начиная от траектории движения галактик и заканчивая формами извилин человеческого мозга [3; 8].

Спираль отражает циклические ритмы природы, но круг в спирали не замкнут и потому предполагает постоянное устремление к цели, более того спираль трехмерна.

Время (или «хронос»), греческое слово, обозначающее хронологическое время. Хронологическое время видится как линейное и последовательное.

Читайте также:  К 1 сентября: церковные писатели об образовании и воспитании

Но в мире существовали и существуют целые цивилизации, которые рассматривают жизнь на основе парадигмы «кайроса» (с греч. – время убывания, свершения, осуществления).

Время – его нужно переживать, оно экзистенциально.

Сущность «кайроса» состоит в том, насколько с пользой мы тратим время, а не какое количество времени мы вкладываем в то или иное дело или действие (поступок).

Время от Боговоплощения Господа нашего Иисуса Христа и до Второго Его Пришествия – это время отведенное Богом для покаяния, исправления, освящение человека «Будьте Святы, ибо Я Свят», — говорит . Время перед Вторым Пришествием И. Христа очень близко «Блажен, читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр. 1.3).

В вечном Царстве Христа времени уже не будет, оно упразднится. «И клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет…» (Отк. 10.6).

Земная жизнь дана христианину для нравственной подготовки, для воспитания своей души, для стяжания Духа Святого, для достойного вхождения в Царство Правды и Истины.

В контексте Христианской эсхатологии (учение о конечных судьбах мира и человека) любое Богословское упрощение является мертвой схемой, религиозной схематичностью и отличается однообразием, что в конечном итоге искажает опыт видения Православного Христианина [3; 9].

Список литературы и источников

. Нового Завета. – Москва, 1995.

1. Введение в специальные исторические дисциплины: Учеб. пособие / Т.П. Гусарова, О.В. Дмитриева, И.С. Филиппов и др. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

2. Православный Молитвослов. Сретенский монастырь. – М., 2003.

3. Свящ. Дионисий Мартышин. Учебно-методическое пособие по предмету » Эсхатология» Киевская Духовная Академия, 2008.

4. Прот. Владислав Свешников. Очерки Христианской этики. – М.: Паломник, 2001.

5. Базалук О.О. Час у світі нової космологічної концепції: Монографія. – Дніпропетровськ: Пороги, 2003.

6. Ильин И. Основы Христианской культуры. – Полтава, 2005.

Лебедев Д.В., кандидат богословия, Мариупольский государственный университет

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

К 1 сентября: церковные писатели об образовании и воспитании

К 1 сентября: церковные писатели об образовании и воспитании

1 сентября – начало учебного года. Как приучить ребенка учиться? Что делать, если твой воспитанник недостаточно усерден? Ради чего учиться? Как преодолеть конфликты между детьми и родителями? Об этом – наша подборка цитат из творений церковных писателей.