Главная / Библиотека / Статьи / Праздники / Собор трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Собор трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Торжество в честь трех Великих Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, было установлено в XI век, при императоре Александре Комнине.

Основанием для установления этого праздника послужили споры, возникшие в церкви, о том кто из святителей достоин первенства. Одни отмечали Василия Великого, как много потрудившегося в истолковании Священного Писания и составлении молитв Святой Литургии. Другие отдавали предпочтение Иоанну Златоусту, как великому и смелому проповеднику Слова Божьего, составителю чина Божественной Литургии. Иные считали достойным первенства Григория Богослова, утверждая, что Он убедительностью речи и искусным толкованием Священного писания превзошел всех знаменитых представителей Греческой мудрости. Долго не смолкали споры, пока не получил вразумления свыше. Три Святителя явились еп. Иоанну Еваитскому (знаменитый церковный Песнописец XI в., он написал множество канонов и акафистов, например, Иисусу Сладчайшему; Ангелу Хранителю) и сказали, что у Бога среди них нет ни разделения, ни противодействия и прославлены они одной славой, и имеют одно достоинство, а поэтому пусть оставит свои споры и препирательства. Еп. Иоанну было указано составить службу и установить праздник в честь Трех Святителей.
Во истину Великие Святители понесли труды равные апостольским, охраняя вероучение Церкви от нападок ересей, обращая грешников к покаянию своими проповедями, православно изъясняя верным чадам Святой Церкви, одобряя и укрепляя нас своими молитвами. И поэтому в тропаре праздника взывает к Трем Святителем :
«Как Апостолов единомышленники и вселенной учители. Владыку всех молите, мир вселенной даровать и душам нашим великую милость.»

Читайте также:  Слово о Предтече

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

В XIX веке Казанский образ был, вне сомнения, самой почитаемой иконой во всероссийском масштабе; к началу XX века по Российской империи были десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы по различным епархиям.