Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Рождество Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа (о тропаре)

Рождество Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа (о тропаре)

Святая установила совершать празднование в честь Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа 25 декабря по старому стилю или 7 января по новому стилю. Праздник Рождества Христова один из древнейших христианских праздников, однако особое значение он приобретает начиная с IV века, а состав богослужебных песнопений этого праздника окончательно сложился VII – IX вв. Причиной этого послужили жаркие Христологические споры разгоревшиеся в это время на Православном востоке, что наложило определенный отпечаток на строй богослужебных песнопений праздника – практически все они носят догматический характер. Святые Отцы вообще придавали большое догматическое значение празднованию Рождества Христова, видя в нем утверждение догмата о воплощении Сына Божия.

и ныне сохраняет за собою значение торжества исповедания православной веры в борьбе с несторианской, монофизитской и монофилитской ересью.

Для того, чтобы лучше уяснить суть празднуемого события обратимся к тексту тропаря праздника:

«Рождество Твое, Христе Боже наш, / озарило мир светом знания, / ибо чрез него звездам служащие / звездою были научаемы / Тебе поклоняться, Солнцу правды, / и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. / Господи, слава Тебе!»

Читайте также:  Пресс-релиз конференции “Святитель Игнатий - подвиг веры и созидания”

повествует нам о том, что Рождество Господа возсияло всему миру как Свет умный, ибо нисшедший к нам и есть «Свет истинный, который светит и тьма не объяла Его» (Ин. 1:5), и этим Светом, и явлением звезды, возвещающей Рождение Бога на земле, волхвы, прежде звездам служащии, ныне научаются покланяться Христу – Солнцу Правды, познавая Его как Бога.

Это событие было предсказано за много веков до воплощения Сына божия псалмопевцем и пророком Давидом так в псалме Он воспевал Богу: «Царие фарсийстие и острови дары принесут, царие аравийстие и сава дары приведут, и поклоняться Ему вси царие земстии, вси языцы поработают Ему» (Пс. 71:10-12).

Заключает же тропарь прославление Господа, который «за милость Своего Человеколюбия» воплотился на земли да и «Аз райския пищи причащаюся» (Из стихир на «Господи воззвах»).



Похожие статьи:

Рекомендованная статья

"Знамение": новгородская святыня

«Знамение»: новгородская святыня

Изображение Богоматери, сидящей с молитвенно поднятыми руками, на груди Которой - благословляющий Божественный Младенец, встречается уже в IV в. У нас на Руси иконы этого типа встречаются с XI-XII вв. Вскоре после появления образ обрел свое современное название - «Знамение».