Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Крещение Господне. Богоявление. (о празднике)

Крещение Господне. Богоявление. (о празднике)

С. В. Булгаков

Под именем Богоявления разумеется праздник, в котором воспоминается и прославляется событие Крещения Иисуса Христа от Иоанна на Иордане (см. Мф. 3: 13 -17; Мк. 1: 9-11; Лк. 5: 21-22).

Богоявлением называется этот праздник потому, что при Крещении Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец глаголал с Неба о Сыне, крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца, и Дух Святый сошел на Сына в виде голубя. Это объяснение праздника дает в тропаре: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…».

Издревле также называется этот праздник днем Просвещения и праздником светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить седящих во тме… и сени смертней (Мф. 4: 16) и спасти по благодати, явльшейся Просвещением (явлением) Спасителя (см. 2 Тим. 1: 9-10). К тому же в навечерие Богоявления был совершать крещение оглашенных, которое есть собственно духовное просвещение и при котором возжигалось множество светильников. Кроме того, древняя Церковь в этот день вспоминает и другие события, в которых выразилось Божественное достоинство и Иисуса Христа: 1) поклонение волхвов — как откровение Иисуса Христа миру языческому посредством чудесной звезды; от этого воспоминания и самый праздник Крещения в Церкви Западной получил название праздника трех царей; 2) явление Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его на браке в Кане Галилейской, когда Господь сотвори начаток знамением (Ин. 2: 11); 3) явление Иисусом Христом Божественной силы (в Церкви Африканской) в чудесном насыщении Им более пяти тысяч человек пятью хлебами в пустыне…

Читайте также:  Престольный праздник

Начало праздника Богоявления восходит к Апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях, а от II века сохранилось свидетельство Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом перед этим праздником ночном бдении, проводимом в чтении Священного Писания. В III веке о событии Богоявления беседовали при богослужении праздника святые мученики Ипполит и Григорий Неокесарийский, в IV веке — святые отцы Церкви , Амвросий Медиоланский, , Августин и многие другие. В У-1Х веках отцы Церкви — Анатолий Константинопольский, Андрей и Софроний Иерусалимские, Косма Маиумский, Иоанн Дамаскин и Герман Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византии — изложили многие песнопения на этот праздник, доселе поемыя Церковью.

Святая Церковь, празднуя Крещение Господне, утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую тайну Трех Лиц Единого Божества и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, а также и тех, которые человеческое естество Сына Божия называли призраком; показывает необходимость крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство безпредельной благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества, поучает, что наше очищение и спасение от грехов возможно только силою благодати Святаго Духа, и, указывая на необходимость достойного пользования благодатными дарами крещения и сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой нам напоминается в праздник Крещения словами: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3: 27), — заповедует нам очищение душ и сердец наших, дабы удостоиться нам жизни блаженной.

Читайте также:  Всенощное бдение

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

В XIX веке Казанский образ был, вне сомнения, самой почитаемой иконой во всероссийском масштабе; к началу XX века по Российской империи были десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы по различным епархиям.