Главная / Библиотека / Статьи / Праздники / Введение во храм Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (о празднике)

Введение во храм Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (о празднике)

 

Православные праздники
протоиерей Н. Иванов
Журнал Московской Патриархии, 1949, №11

Попытаемся представить себе ту эпоху из истории Иудеи, кото­рая предшествовала появлению Господа Иисуса Христа. Ветхозаветный Еврей, хотя и подавлен сугубым формализмом книжников и лицемерным благочестием фарисеев, однако напряженно ожидает появления Мессии. Раз­рушен храм Соломонов; закон­чился семидесятилетний горький плен на реках Вавилонских (Пс. 136: 1) — события, весьма по­трясшие народное сознание. Плач книжника Ездры над разва­линами религии отцов и герои­ческое восстановление великого города и храма заставили многих вспомнить обетования закона: Аще забуду тебе, Иерусалиме… (Пс. 136: 5). Созидается второй храм, храм Зоровавелев. Этот храм не так великолепен, как храм Соломонов: нет в нем кивота и процветшего жезла Ааронова, утрачены скри­жали Закона. Все те, кто помнил первый храм, не узнавали его в возобновленном: он был для них якоже не суща (Агг. 2: 4). Одна­ко слава второго храма должна воссиять сильнее славы первого, ибо о втором храме сказано: и внезапу приидет в церковь Свою Господь, Егоже вы ищете, и Ан­гел завета, Егоже вы хощете (Мал. 3: 1).

Накапливались пророческие события: отошел властительный жезл от потомства Иуды, подхо­дили к концу седьмины пророка Даниила; праведный то­мится в ожидании исполнения пророчества Ангела, обещавшего, что он, , не вкусит смер­ти, пока не увидит Христа.

Все дальше и дальше распро­странялись евреи по всей тогдаш­ней вселенной, все разнообраз­ней и многоязычней становилась толпа правоверных иудеев, сте­кавшихся на великий праздник со всех концов рассеяния во двор Иерусалимского храма.

Светись, []… над тобою воссияет Господь, и сла­ва Его явится над тобою… Воз­веди очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к те­бе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут (Ис. 60: 1-4).

Таким образом, и события и лица указывали на скорое при­шествие Мессии.

В это время в скромном гали­лейском городке Назарете жила престарелая чета — Иоаким и Анна. Оба они достигли глубокой старости, но детей не имели. В Ветхом Завете безчадие счита­лось наказанием Божиим за гре­хи и было весьма позорно в гла­зах людей. Много поношений в связи с этим пришлось вынести Иоакиму и Анне от окружающих. Они сами ясно чувствовали на се­бе кару Божию: Иоаким был из рода Давидова, от которого дол­жен произойти Мессия; будучи праведными и чающими утеше­ния Израилева, супруги не могли не разделять вместе со многими того возбуждения о близком при­шествии Мессии, которое охвати­ло значительную часть иудей­ского общества. В связи с этим неплодство повергало благочести­вую чету в еще большее горе, ибо они лишались великой чести — войти в родословную Мессии.

Предание говорит нам, что праведные старцы горячо моли­лись о разрешении их неплод-ства. Они верили, что Бог силен и в их глубокой старости дать им дитя. В своих просьбах Иоаким и Анна обещали, что если их же­лание будет исполнено, они по­святят своего ребенка Богу.

Усердные молитвы праведной четы произрастили Плод, у них родилась Дочь, Которую они на­звали Марией. Только до трех лет воспиты­валась Отроковица в родитель­ском доме. Предание не сохра­нило подробностей Ее домаш­него воспитания, но некоторые факты говорят сами за себя: ког­да Мария достигла трехлетнего возраста, родители приняли реше­ние исполнить обещание, дан­ное ими Богу относительно своей Дочери.

Закон не требовал такого ско­рого выполнения обета (в столь раннем возрасте ребенка), да и родителям нелегко было расста­ваться со своей Дочерью, став­шей великим утешением в их глубокой старости. Однако, надо полагать, воспитание в доме ро­дителей заложило в душу юной Марии столько святого горения и любви к Богу, что Она Сама по­чувствовала неудержимое жела­ние как можно скорее посвятить Себя всецело Господу.

Читайте также:  Церковно-приходские школы в системе начального образования Екатеринославской губернии

В Ветхом Завете подобный обет считался весьма тяжелым. В Священном Писании по этому поводу мы читаем о дочери Иеффая: Иеффай совершил над нею (дочерью) обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло  в обычай у Израиля, что ежегодно дочери Израилевы хо­дили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в го­ду (Суд. 11:39-40).

Девы, посвященные Богу, ино­гда жили при храме только до достижения совершеннолетия, иногда оставались там до конца жизни и давали обет безбрачия.

Перед престарелой четой воз­никла тяжелая перспектива: они вновь лишались потомства. Од­нако Иоаким и Анна не задумы­вались над своим новым горем. Видя в своей Дочери неудержи­мое рвение ко Господу, правед­ные старцы побороли в себе го­лос родительской любви и прочие соображения и решили отдать свою малолетнюю Дочь Господу.

Торжественно, со светильни­ками, в сопровождении сверст­ниц Отроковицы, а также своих родственников, отправляются свя­тые старцы в Иерусалим, чтобы принести свой чистый плод мо­литвы Господу.

Не в скорби сопровождают свою Дочь праведные Богоотцы: духовная радость побеждает пе­чаль, ибо они видят, что их Дочь, их чистая Голубица, стремится в храм Господень как в Свою отчизну.

«Веселится Иоаким, — го­ворит святитель Герман, патри­арх Константинопольский, —

торжествует Анна… Воззри, Гос­поди, воззри, возьми Ту, Которую дал, приими данную нам для раз­решения неплодства».

Радостно шествовала в храм юная Мария. Обет родителей сде­лался обетом Ее сердца; храм Господень стал для Нее вожделен­ней селений человеческих. Она восходила по ступеням Иеруса­лимского храма, как в райскую обитель. Никем не поддерживае­мая, как взрослая, преодолела трехлетняя Отроковица пятнад­цать ступеней лестницы, ведущей к храму, и предстала сонму слу­жителей, вышедшему навстречу этому шествию.

Отроковицу встречал пер­восвященник Захария. Он был изумлен Ее духовной «добротой» и испытал священный восторг при виде этой удивительной про­цессии. Поэтому он, по словам блаженного Феофилакта, «вне себя быв», ввел чудную Отроко­вицу во внутренний алтарь, за вторую завесу, куда доступ был разрешен ему одному один раз в год.

При храме Иерусалимском имелись помещения, в которых жили лица, посвятившие себя на служение Богу, — девы, вдови­цы, а также и мужчины, дававшие обеты воздержания, которые име­новались назореями.

Священное Писание упомина­ет несколько случаев таких посвя­щений; ранее мы приводили в пример дочь Иеффая, упомянем еще Самуила, пророчицу Анну, дочь Фануилову, которая не от­ходила от храма, постом и мо­литвою служа Богу день и ночь (Лк. 2: 37).

«Отроковице Марии, — го­ворит святитель Андрей Крит­ский, — было определено для жительства и занятий рукодели­ем место в обители девичьей, для молитвы же Ей не возбранялось входить во Святая святых… При­дя в больший возраст и навыкнув писанию и рукоделью, Она более упражнялась в молитве, нежели в рукоделии; для Нее было обыч­ным целые ночи и значительную часть дня проводить в молитве. Поэтому Она большее время Сво­его жития в храме провела за второй завесой, во внутренней скинии на молитве» («Минейное сказание, от святых отец и досто­верных описателей собранное»).

Слыши, дщи, и виждь, и при­клони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. И воз­желает Царь доброты твоея (Пс. 44: 11-12), — пророчески восклицает о подвиге Приснодевы Ее предок Давид. Дивная Дочь Иоакима и Анны приняла на Себя великий подвиг ради любви ко Господу от ранней Своей юнос­ти, с трехлетнего возраста. Она забыла для Него люди Своя; Она всецело погрузилась в молитву, а также слушала чудное учение, которое раскрывалось перед Ее духовными очами в Священном Писании, и наблюдала Своим Богомудрым разумом дивные дела Промысла Божия в жизни мира. Все Свои привязанности: любовь к родным, все близкое сердцу, что было в миру, Она оставила за сте­нами храма. Как Авраам, Отро­ковица Мария вышла из родства Своего и из дома отца Своего (см. Быт. 24: 7) и предстала в молит­ве перед Богом, Ему одному слу­жила. Она — от юности великая Подвижница, первая великая Инокиня.

Читайте также:  Сретенье

…Во дворе Иерусалимского храма по-прежнему теснилась многоголосая, экзальтированная толпа иудеев, стекавшаяся сюда, в великий город, со всех концов рассеяния. Отойдя от духа Зако­на и прилепившись к его букве, они превратно смотрели на дело спасения и ожидали Мессию как освободителя от власти Рима. Обуреваемые политическими ча­яниями, они не замечали, как во внутреннейшем, за второй заве­сой скинии, возрастала духом скромнейшая и чистейшая Дщерь Адамова, чрез Которую Господь и готовил людям духовное спа­сение.

Ветхий Завет полон прообра­зов, предзнаменовавших Божию Матерь. Эти прообразы, показы­вая неземную славу Приснодевы, одновременно открывают и для всех людей великую перспективу духовного совершенствования.

«Преславно прообразовал Те­бя, Чистая, ветхий закон, как ски­нию Божию, где вселился Бог с человеками, — поет Святая Пра­вославная Церковь в день празд­ника Введения, — как божествен­ную стамну, которая носит в себе божественную манну; как чуд­ный кивот, заключающий в себе божественные скрижали, на ко­торых перстом Отца Небесного начертано Божие слово; как за­весу, открывающую нам, греш­ным, вход в Небесный чертог; как жезл Ааронов, усеченный и чудесно произрастивший нам цвет и плод жизни вечной» (ка­нон, песнь 9-я).

Так богословствует о Божией Матери Святая Православная Церковь  устами  своих  песнословцев. Есть в Ветхом Завете еще один величественный прообраз, вспоминая который Святая Цер­ковь восклицает Приснодеве: «Радуйся, Лествице высокая, Юже Иаков виде» (Акафист Богороди­це Приснодеве Марии).

Все перечисленные прообра­зы: скиния, стамна, кивот, за­веса, жезл Ааронов, лествица праотца Иакова — — хотя кратки по содержанию, но весьма выра­зительны по тому смыслу, ко­торый в них вложен. Самое их существо, их единообразный язык подчеркивают человечес­кую природу Той, Которую они предзнаменовали. Об этом свиде­тельствует и утвержденная на земле лествица в видении Иако­ва, об этом говорят и все предме­ты, взятые для построения про­образов Приснодевы. Все они -вещественные, земные, хотя сде­ланы из ценных материалов: ски­ния сооружена из дерева ситтим, драгоценного металла и тяжелых тканей; стамна — из золота; ки­вот — деревянный, обложенный изнутри и снаружи чистым золо­том; жезл Ааронов — из омерт­вевшей ветви. Материальная часть   символики   прообразов выбрана так, чтобы подчеркнуть земное происхождение вещества, которое подлежит чудесному одухотворению. Кроме того, ма­териал прообразов означает не просто   плоть,   которая   может быть безгрешна, но плоть, под­верженную греху и смерти, ибо разверзаются неплодные утробы, расцветает   небесным   цветом увядшая трость, ящик из дерева ситтим становится «кивотом, по­злащенным Духом».

Чудная лестница утверждена на земле, но верх ее касается Неба, и Сам Господь стоит на ней. Перстное становится Небес­ным — вот по поводу чего лику­ет Церковь, вспоминая в про­образах Приснодеву и Ее пречудное вхождение. Причастное плоти расцветает небесным цве­том и делается сокровищницей благодати — в этом залог и на­шего спасения.

После свершения «велия благо­честия тайны» — твоплощения Сы­на Божия и Его Крестной Жерт­вы — — сняты покровы с ветхоза­ветных прообразов. Новый Завет открыл нам, что в знаменатель­ный день, который празднуется Святой Церковью 21 ноября, в храм вошла Святая святых большая, Та Пренепорочная Дщерь человеческая, Ко­торая за Свою чистоту удостоит­ся великой благодати: Она вмес­тит в Себя Бога, сделавшись по наитию Святаго Духа Его Мате­рью по плоти.

Читайте также:  Слово в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших

«Непостижимо зачав Бога, Ты, Отроковица, превзошла законы естества; ибо Ты, и пребыв тлен­ною по естеству, в рождении не испытала свойственного мате­рям; посему достойно слышишь: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Канон на Благовещение, песнь 9-я, ). Так воспева­ет преподобный Эту дивную Матерь и одушевлен­ный Кивот Божий.

Наступает время свершения древних прообразов. Отходит ветхозаветная скиния. В храм вступает Приснодева, «соестественная нам Дщерь Адама», Она становится новой скинией. Херу­вимы славы, которые распрости­рали крылья свои над очистилищем, где Господь открывался Моисею, теперь осенили Ее, как Престол Божий, как Матерь Гос­пода Вышняго. В этом, прежде всего, и заключается великое тор­жество настоящего праздника.

Вхождение Приснодевы во Святое святых прообразовало для всех людей еще один радостный и глубоко обязывающий их факт, который сделался реальностью с принесением Крестной Жертвы Сыном Божиим — это разруше­ние средостения между Богом и людьми и открытие для послед­них необозримого пути подвига и святости.

Приведутся Царю девы в след ея, искренний ея приведутся Тебе… введутся в храм Царев (Пс. 44: 15-16).

Искренний ея, то есть подруги Ее, — это те, которые по образу жизни и настроению близки Ей. «Девы, — — приглашает , — свещи носяще, предыдите, Приснодевы чтуще чест­ное происхождение (вхождение), матери, печаль всю отложивше, радостно споследствуйте Матери Бога бывающей…» (стихира на стиховне Великой вечерни).

Девы и матери, как более чут­кие к чистоте и святости, особен­но приглашаются в этот день Свя­той Церковью к духовной бод­рости. Они первые должны «поправить светильники свои», чтобы следовать за Богоотроковицей. Все верные, как девы псалмопевца, призываются сле­довать стезей Божией Матери во внутреннейший свой храм, пред Лице Бога, ибо Святая Право­славная Церковь верует, что бла­годаря домостроительству Божию каждый человек может сде­латься обителью Бога: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3: 16). Так открывается для чело­века безконечный путь Богоуподобления, и образ этого пути обо­значен в выдающемся событии в жизни Божией Матери. Скажем словами нашего замечательного отечественного богослова, святи­теля Филарета: «Приведение Пресвятой Девы есть начало тор­жественного шествия, в котором все чистые, целомудренные души за Нею последуют… желающие участвовать в настоящем торже­стве должны присоединиться к оному торжественному шествию, облекшись в качества, сообраз­ные образу великия Ликоначальницы онаго» (Слово в день Вве­дения во храм. Сочинения святи­теля Филарета, т. 1, с. 206).

Отмечая ежегодно великий день Введения во храм Пресвя­той Богородицы, Святая Право­славная Церковь приглашает всех нас, верующих, быть не праздны­ми зрителями этого духовного торжества, а активными его уча­стниками. Мы должны быть вни­мательными к этому зову Церк­ви, остерегаясь, чтобы не оказать­ся в положении иудейской толпы, некогда теснившейся в притворах Иерусалимского храма в ожида­нии Мессии и совершенно не за­мечавшей Той, Которая в это вре­мя пребывала за второй завесой храма и в подвиге и молитве го­товилась стать «Честнейшею Хе­рувим». Святая Православная Церковь богослужением этого дня, а также устами своих церков­ных витий и новозаветных псал­мопевцев раскрывает перед нами духовный смысл праздника. Од­новременно она указывает нам путь подвига и святости — как логический вывод из этого тор­жества.

Каждый раз, когда мы в этот великий день благоговейно взи­раем на шествие по ступеням Иерусалимского храма величай­шей Дщери Адамовой, мы долж­ны радостно видеть в Ней Матерь нашего спасения, обязаны сами стремиться следовать Ее путем и с благодарностью воспевать Ей: «Свыше Тя пророцы предвозвестиша, Отроковице».

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

В XIX веке Казанский образ был, вне сомнения, самой почитаемой иконой во всероссийском масштабе; к началу XX века по Российской империи были десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы по различным епархиям.