Главная / Образование / История церкви / Богословско-философские взгляды митрополита Петра Могилы

Богословско-философские взгляды митрополита Петра Могилы

«Все, что имел, посвятил я,
на Славу и служение Богу!»
( П. Могила.)

Митрополит Киевский и Галицкий Петр Могила был преданным и неутомимым борцом за Торжество Православия в трудных исторических условиях Украины и Белоруссии, которые сложились в результате Брестской Церковной Унии 1596 года, которая расколола Украину на два непримиримых лагеря: Православных и Греко-Католиков.

Личность Митрополита Петра Могилы, выдающегося церковного деятеля первой половины XYII века церковные историки оценивают неоднозначно. Одни считают его западником, другие — стойким борцом против католичества и унии, твердо стоящим на православных позициях и лишь в силу известных исторических обстоятельств облекавшим свою мысль в западные, католические формы [1,96].

В такой трудной политической и религиозной ситуации пришлось Митрополиту П. Могиле  встать на защиту Православия на территории Украины.

Митрополит Петр Могила принадлежал к старинному молдавскому роду Могил. Он родился 10 января 1597 года в семье господаря Валахии, а потом и Молдавии Семена Могилы.

Начальное получил у преподавателей Львовского Православного братства, образованного 1586 году для защиты и сохранения Православной веры [2,256].

Резкая смена религиозной  ситуации, которая была связана  с провозглашением  церковной Унии 1596 года, когда влияние Католицизма усилилось на Молдавию и Валахию, и захват в 1612 году Кантемиром Мурзой Молдавско-Валашских владений привели к тому, что семья Могил вынуждена была переехать в Польшу. И в этих трудных условиях Петр Могила смог продолжить обучение. В начале он учился в Польской академии в Замостье, а позднее изучал науки в разных учебных заведениях Голландии и Парижа. В совершенстве знал греческий и латинский языки. В это же время он проявляет интерес и к богословским наукам. Возвратившись в Польшу, юноша был зачислен на военную службу, и даже брал участие в Хотинской битве 1621 года.

Часто посещая Киев, молодой богослов сблизился с Митрополитом Киевским Иовом (Борецким).  Совместные беседы, тесное общение с Митрополитом Иовом окончательно определили жизненный путь будущего Святителя. В 1625 году он принимает монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре. В то время Киево-Печерская Лавра была главным оплотом Православия. Для Петра Могилы Лавра стала тем благодатным местом, где смогли созреть и утвердиться все его мечты и начинания, которые со временем стали воплощаться в жизнь на церковно-просветительской ниве.

Большое внимание П. Могила уделял просвещению и образовательной подготовке будущих пастырей.  С этой целью в 1632 году произошло объединение Лаврской  школы с Братской в Киевский коллегиум, который в 1701 году был преобразован в Киево-Могилянскую Академию. Находясь под непосредственным патронатом Петра Могилы коллегия интенсивно развивалась и за сравнительно небольшой десятилетний период достигла уровня, который превосходил учебные показатели униатских и католических школ. Из коллегии выходило «много благочестивых и ученых мужей» для православного народа и Церкви [4,86-87; 2,259]. Кроме Киевской коллегии, Петр Могила открыл в 1634 году еще одну школу в Виннице.

В 1633 году Петр Могила становится Митрополитом Киевским и Галицким.

Вся деятельность  Святителя  П. Могилы была направлена на возобновление  полноценной церковной жизни на украинских землях, которая была нарушена вследствии заключения Брестской Унии 1596 года.  Прежде всего внимание Митрополита было обращено на издательство богослужебной литературы. Еще когда Святитель Петр Могила являлся архимандритом Киево-Печерского монастыря, он приложил все усилия, для того чтобы в Лавре была открыта типография. За пять с половиной лет его настоятельства из лаврской типографии вышло 15 наименований разных изданий. Среди них были книги и святителя Петра, как авторских, так и переводных.

Также святитель внес большой вклад в развитие Догматической науки того периода. В 1629 году он издал «Служебник» или «Литургиарион», одобренный на Киевском Соборе Митрополитом Иовом Борецким и представителями высшей церковной  иерархии. Отличие этого «Служебника» от ранее известных составляло то, что  в нем имелось догматическое и обрядовое объяснение Литургии, написанное одним из его учеников,  Тарасием  Земкой. Таким образом, православные священнослужители получили фундаментальное руководство по совершению богослужения, а «вместе с тем могли понимать то, что совершали»[4,80].

Через десять лет в 1639 «Служебник» был переиздан в расширенном виде и был  дополнен ектеньями и молитвами на разные случаи жизни, составленными Петром Могилой. В 1631 году вышла из печати «Триодь Цветная», которая содержала в себе все церковные службы, начиная от Пасхи и заканчивая неделей Всех Святых. Эту книгу Святитель посвятил своему брату Моисею, который в то время являлся господарем Молдавского княжества.

Читайте также:  Великий церковный раскол 1054 года

Петр Могила выдвигал перед будущими пастырями суровые, но  справедливые требования. Относились они прежде всего к обязательному общему и богословскому образованию и соблюдению церковных канонов.

В своих грамотах и посланиях ревностный Святитель и подвижник Православия, обращал внимание священнослужителей и кандидатов в священство на необходимость своим жизненным примером и своей  деятельностью служить образцом для мирян, исполняя заповеди Божии, неутомимо заботиться о своей пастве, оберегая свое священническое и пастырское  достоинство даже от самых незначительных проступков [2,259].  В 1640 году в Киеве был созван Собор для решения различных церковных вопросов, на этот Собор были приглашены не только церковные, но и светские лица — члены православных братств.

«Наша Церковь, — писал П. Могила в своем окружном послании, — оставаясь ненарушимою в догматах Веры, сильно искажена в том, что касается обычаев, молитв  и благочестивого жития. Многие православные, от частого посещения богослужения иноверцев и слушания их поучений заразились ересью, так что трудно распознать: истинно ли они православные или одним только именем?  Другие же не только светские, но и духовные, прямо покинули православие и перешли прямо к богомерзким сектам. Духовный и монашеский сан пришел в нестроение;  нерадивые настоятели не заботятся о порядке и совсем уклонились от примера древних Отцов Церкви. В братствах отвергнута ревность и нравы предков; каждый делает что хочет»[4,81; 7,392].

Митрополит Петр Могила говорил о том, что желает возвратить Православную Церковь к древнему благочестию, считая, что это может быть достигнуто при помощи Собора духовных и светских людей.

Деяния этого Собора не дошли до нас, но результатом его совещаний стало новое издание «Требника» или «Евхологиона». Он был выпущен в свет за две недели до смерти Митрополита — 16 декабря 1646 года. Это был богословский труд на 1670 страниц, подробный сборник богослужений, относящийся к требоисполнениям. Этот «Требник» состоит из трех частей. Первая — обряды таинств и связанные с ним чины; вторая — содержит чин на освящение и благословение разной церковной утвари и предметов домашнего употребления; третья посвящена чинам, молебнам и молитвам на разные случаи — в день Пятидесятницы, в день Новолетия и т.д. Всех чинов насчитывается 129. «Требник» имеет 37 новых чина, среди них 20 таких, которых не было  в Греческом, Славянском и Римских Требниках. Они были взяты из церковной практики. К чинам было добавлено большое количество объяснительных статей по литургике, догматике, каноническому  и общебогословскому комментариям.  В «Требнике» имеются статьи о значении того или иного  таинства, говорится о поведении священнослужителя при его совершении. Долгое время этот «Требник» служил руководством в Православной Церкви и в настоящее время известен под именем «Требника Петра Могилы». В своем «Требнике» Могила не ограничился одним изложением молитв и  обрядов, но расширил его объяснениями и дополнениями, как следует поступать в определенных случаях, так что этот «Требник» не только служил руководством для исполнения треб, но и имел значение научной книги для духовенства.

«Читая эту книгу — говорит в предисловии автор — легко понять, что способ совершения святых тайн остается у нас единообразным;  стоит только сличить наш Евхологион с греческим. Если в Требниках, изданных в Остроге, Львове, Стрятине, Вильно есть какие-нибудь описки или погрешности, то такие, которые не отменяют ни числа, ни материи, ни формы, ни силы, ни последствий святых таинств; притом отмены произошли от простоты и нерассудительности исправителей;  при всеобщем невежестве, при небытности православных пастырей, издатели смотрели не на сущность материи или формы, а на одни существовавшие обычаи. И потому иное нужное опустили, а ненужное внесли» [4,81; 7,394-396].

Из этого предисловия становится видно, что , сохраняет способ совершения святых таинств так, как их совершают Восточные Церкви, и как пример, приводится сравнение с греческим Требником. Далее Святитель П. Могила говорит о том, что если в Требниках изданных  во Львове, Остроге, Стрятине имеются какие-либо ошибки, то они коренным образом не влияют и не отменяют число святых таинств, т.е. П. Могила выступает за догматическую стройность и единство в вероучении Поместных Православных Церквей.

Следует отметить и то, что святитель уделял большое внимание догматическим вопросам. Он считал, что необходимо составить полную систему Православного вероучения. Так появилось «Православное исповедание веры». Текст этого монументального богословского труда был написан совместно с Исаией Трофимовичем-Козловским. Этот труд был вынесен на обсуждение и получил одобрение на Соборах в Киеве 1640 года и Яссах 1643 года, и утвержден четырьмя Патриархами Восточной Церкви — Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским, а также девятью епископами. Хотя «Православный Катехизис», и получил одобрение, но слишком долго рассматривался на Соборах и Святитель П. Могила не успел его напечатать. Вместо «Православного исповедание веры» был напечатан в 1645 году краткий катехизис. А сам фундаментальный труд П. Могилы был напечатан после его смерти, сначала на греческом, а потом и на латинском языках, получил одобрение ученых богословов, и на славянском языке появился в 1696 году в Москве и то в переводе с голландского издания на греческом языке 1662 года.  В настоящее время в Париже подготовлен перевод «Исповедания» на современный украинский язык [5,198-199].

Читайте также:  Поминовение усопших: особенности поминовения в Великий пост

В предисловии к «Краткому Катехизису» 1645 года выражена цель его напечатания: «книга эта публикуется не только для того, чтобы священники в своих приходах каждый день, в особенности в воскресные и праздничные дни, читали и объясняли ее своим прихожанам; но также, чтобы мирские люди, умеющие читать преподавали одинаковым способом христианское учение, преимущественно,  чтобы родители учили по ней своих детей, и владельцы подвластных себе людей, а также, чтобы в школах все учители заставляли своих учеников учить наизусть по этой книжечке» [4,83].

Из предисловия становится понятным, что П. Могила стремился к тому, чтобы вероучительные истины и основные положения Православной веры были известны не только священнослужителям, но также простому народу, и чтобы дети в школах изучали по ней катехизис. Таким образом, мы можем сказать о том, что догматической подготовке населения уделялось большое внимание, что было особенно необходимо в период наступления католичества и протестантизма на украинские земли. Краткий катехизис по способу своего изложения, послужил  примером для составления других подобных книг последующего времени. Он был изложен в вопросах и ответах и состоял из трех частей:  в первой рассматривался Символ Веры по членам, во второй — молитва Господня, в третьей — Заповеди. По «Катехизису» П. Могилы учились во всех учебных заведениях как в духовных, так и в светских. Он являлся основным богословским трудом по «Катехизису» до середины XIX века, до тех пор, пока не вышел из печати «Православный катехизис» Святителя Филарета (Дроздова), «рассмотренный и одобренный Святейшим Правительствующим Синодом и изданный для преподавания в училищах и для употребления всех православных христиан» [6; 7,392].

Святитель Петр также известен и как полемист, автор знаменитого «Литоса» (Камень), полемическо-богословского произведения в защиту Православной Церкви. Это произведение стало ответом на книгу Касиана Саковича «Перспектива» (1642 год), в которой автор обвинял Церковь в многочисленных грехах и отступлениях от истинной Веры.

В 1644 году появилось обширное сочинение Петра Могилы под именем Евсевия Пимена, т.е. благочестивого Пастыря.

Этот «Литос» состоял из предисловия и трех частей: первая часть включает в себя Таинства и обряды; вторая – о церковном уставе; и третья – о двух важнейших догматических отличиях Восточной Церкви от Западной – об исхождении Святого Духа и главенстве Папы Римского [4,83-84].

Автор в некоторых  местах обращается с очень резкой критикой к своему оппоненту,  называет его прямо лжецом: или например, по поводу желания Саковича  внести в Православную Церковь латинские обряды, выражается так: «Неудивительно, что тебе, новообращенному рачителю римского костела, хочется весь римский чин перенести в Восточную Церковь! Как сам ты с одним ухом, так хочешь, чтобы все люди были одноухи и порезали бы себе уши!» [4,84-85]. «Литос» представляет собой апологетику Православной Церкви и частично ее литургику, с объяснениями обрядов, постов, праздников и т.д.

Петр Могила делает различие между таинствами и обрядами. Святитель,   подчеркивая значение обряда, выделяет в нем главные существенные признаки от дополнительных. Существенными он называет те, которые, при всяких видоизменениях, «должны оставаться непоколебимо»;  они, по его мнению, заключаются: а) в материи, б) в форме или слове и в) интенции (намерении) совершающего священнодействия.

Таким образом, в Таинстве Крещения вода составляет материю; произнесение слов: «Крещается во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» — форму;  внутреннее намерение или желание совершающего таинство низвести благодать Святаго Духа — интенцию.

Точно также в литургии существенная ее часть состоит, кроме внутреннего намерения священнослужителя: материя, т.е. хлеб и вино, и форма, т.е. освящающее ее слова Спасителя : «Приимите, ядите и пийте от нея вси» [4,86; 7,394].

Читайте также:  Владимирская икона Божией Матери

Святитель в тоже время обращал внимание на условия в которых существовал обряд.  Он говорит о том, что необходимо учитывать местность, древние обычаи и предания, в связи с чем могут существовать различные обряды, и что их существование не мешает Вселенскому единству Христовой Церкви, если, подчеркивает Святитель, при этом нет уклонения от признаваемой Церковью догматики. Обряды могут в одной и той же Церкви, — продолжает Митрополит, — смотря по временным потребностям, изменяться, дополняться и сокращаться, но не иначе как на основании решении Собора.

Таким образом, можно сделать вывод, на основании положений Митрополита Могилы высказанных в «Литосе», что он  относился непримиримо к Западной (Римско-католической) Церкви не по причине различия в богослужебном чине, а за ее догматические заблуждения, из которых признание абсолютного главы в особе Римского Папы занимает первое место.

Говоря о соединении Церквей П. Могила пишет: «Восточная Церковь, всегда просит Бога о соединении Церквей, но не о таком соединении, какова нынешняя Уния, которая гонит людей к соединению дубинами, тюрьмами, несправедливыми процессами и всякого рода насилиями. Такая Уния производит не соединение, а разделение … »[5,194-195; 6,386-387].

Рассматривая в целом положение Православной Церкви на  украинских землях во время святительства  П. Могилы, мы можем с уверенностью сказать о том, он добился ее легализации на территории Речи Поспалитой, Церкви были возвращены многие храмы: Софийский кафедральный Собор в Киеве, Выдубецкий, Михайловский, Пустынно-Николаевский, и другие монастыри и храмы перешли в ведомство Киевской Митрополии, и главное, что было достигнуто П. Могилой — это свободные переход без давления из вне  в Греко-католическую из Православной, или в Православную из Греко-католической Церкви. [5,200]. Также Святитель приложил очень много усилий по восстановлению Православных храмов. Реставрация  Софийского Собора, которым униаты владели около 37 лет, началась в 1634 году и продолжалась около 10 лет. Митрополит Петр приказал расчистить землю, которая покрывала развалины Десятинной Церкви, под руинами которой  были обретены мощи Святого Равноапостольного Князя Владимира.

Всего лишь около 14 лет суждено было Митрополиту Петру Могиле пребывать на Киевской кафедре, но это были годы ревностного и преданного служения идеалам Православной Церкви.

Напряженный, требующий много жизненных сил и энергии труд в деле служения Церкви и народу подорвал силы подвижника. Едва перешедши пятидесятилетний рубеж, он почувствовал приближение смерти.

В своем завещании он писал: «В Святой Вере, в которой я родился, был воспитан и по воле и милости Божией имею высокий Митрополичий сан, в ней же хочу, закончить жизнь мою, и стать пред величием Господа своего» [3,238].

Митрополит Петр Могила умер 1(14) января 1647 года, и был похоронен в Успенском Соборе Киево-Печерского монастыря [7,381-403; 7,351-354].

В 1996 году Митрополит Петр Могила был канонизирован  Украинской Православной Церковью.

В заключении статьи хотелось привести  слова Митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, ректора Харьковской Духовной Семинарии о роли Святителя Петра Могилы в развитии догматики и богословия на украинских землях в  XYII столетии: «Подобно ревностному подвигу  великих трех Святителей, Петр Могила обогатил сокровищницу богословия и молитвословия неповторимой духовностью. Пренебречь подвигом человека, отдавшего всего себя защите Православия и не имевшего ни с какой стороны существенной поддержки, равносильно злоумышленной фальсификации истории. Таково наше видение тех исторических дней».

Оленич  Т. С., доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и социологии МГУ

Лебедев Д.В., кандидат богословия, ст. преподаватель кафедры философии и социологии МГУ

Список литературы.

  1. Владимир (Сабодан), Митрополит Киевский и всея Украины. Экклезиология в отечественном богословии — К., 1997. — С. — 96.
  2. Ігор Шаров . 100 видатних імен Украіни. // 2000 — літтю Різдва Христового привячується// Киів , 1999 .- С.- 256 — 262.
  3. Довідник з історіі Украіни у 2 т.- Киів, 1995 р. Т.2.-стор.-238-239.
  4. Н. И. Костомаров. Русская в жизнеописании ее важнейших деятелей //Киевский Митрополит Петр Могила // Москва, 1876 г.- Стр.- 80-87.
  5. Історія Украіни в особах у 2 т.- Киів, 1995 р.- Т.2.- стор.-188-200.
  6. (Дроздов) Московский и Коломенский. Пространный  христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Москва, Синодальная типография, 1913 г.
  7. Митрополит Никодим (Н.С. Руснак). Послания. Слова. Речи: В 3 томах. /Митрополит Никодим  (Н.С.Руснак).- Х.: Прапор, 1998.- Т. 3.-с.-351-354; 381-403.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

31 июля – Память святых отцев шести Вселенских Соборов

31 июля – Память святых отцев шести Вселенских Соборов

Церковь созывала Собор, когда требовалось разрешить какой-либо спорный вопрос или проблему, выработать определенный общий подход или видение. На Вселенские соборы съезжались епископы и представители всех церквей. Постановления, принятые на Соборе записывались в Книгу Канонов (Правил) и впоследствии принимались церковью в качестве учения. Предшественником Вселенских Соборов стал Апостольский собор, созванный апостолами в 51 году и обозначенный в Библии (Деяния 15:1-29).