Главная / Библиотека / Статьи / Святые / Царственные страстотерпцы

Царственные страстотерпцы

«…Не зло победит зло, а только любовь…»

«Царь у нас праведной и благочестивой жизни. Богом послан Ему тяжелый страданий, как Своему избраннику и любимому чаду».

Святой праведный Иоанн Кронштадский.

В ночь с 3 (16) на 4 (17) июля 1918 года в Екатеринбурге совершилось страшное преступление. В подвале “Дома особого назначения” варварски убили Императора Николая II Александровича, Императрицу Александру Федоровну, Цесаревича Алексея Николаевича, Великих княжон Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию. Вместе с Ними и за Них погибли верные приближенные: доктор Е.С. Боткин, камердинер А.Е. Трупп, повар И.М. Харитонов, горничная А.М. Демидова.

По поводу злодеяния в Екатеринбурге написано, сказано и показано невероятно много. Выяснены нюансы события, выявлены участники и очевидцы. Удалось установить факт убийства и непосредственную причастность к нему 164 человек; все они были названы поименно. И что больше всего шокирует, город Екатеринбург был назван именем человека, который давал распоряжение на убийство Царской Семьи (Свердлов – Свердловск). А большое количество улиц города до сих пор носят имена наиболее значительных и активных участников этого злодеяния. Причем, уже несколько лет руководство Екатеринбургской Епархии ходатайствует перед светскими властями о переименовании улиц, но абсолютно безрезультатно.

Ныне не может подлежать сомнению трагический, безусловно, достоверный факт. Той июльской ночью 1918 года вся Царская Семья была убита в подвале Ипатьевского дома. Противоположные утверждения, гипотезы и повествования о “чудесном спасении”, в которые так хочется верить, на самом деле не имеют к реальности никакого отношения.

Александра Федоровна была совершенно права, когда говорила, что Николай Александрович «воплощает в себе Россию». Он оставался национальным символом, знаком русской государственной традиции, живым образом Великой Православной Империи. Потому и уничтожили в Екатеринбурге не «бывшего полковника Романова», не «бывшего императора», а именно – Царя, последнего не только в отечественной, но и в мировой истории…

Не случайна и сама дата изуверского убийства – 17 июля. В этот день чтит память святого благоверного князя Андрея Боголюбского, который своей мученической кровью освятил единодержавие Руси. По свидетельству летописцев, заговорщики убили его самым жестоким образом. Святой Андрей первым провозгласил идею Православия и Самодержавия основой государственности Святой Руси и был, по сути, первым русским Царем.

Читайте также:  Христос, Православие, Святая Русь — путь к реальной духовности. ч.2

Убийство Помазанника Божия не просто “преступная политическая акция”, но не оправдываемое в веках отступление от Завета Всевышнего, ибо, как гласит исходный принцип православного миропредставления: «Царь – устроение Божие». И то, что случилось потом со страной и людьми – все немыслимые мучения и страдания, — это и есть расплата за богоотступничество. Сказано же в Писании: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказующий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исход. 20:5).

Царский венец Николай Александрович получил по праву царскородного первородства, венчался на Царство у алтаря, перед лицом Всевышнего, и Ему давал обет верности. И Он выдержал все испытания и остался верен Богу до конца. Лишенный власти, оболганный и заточенный под арест, Николай II каждодневно молился Богу за Россию, явив потрясающий пример абсолютной Христапреданности и подлинного сыновнего чувства по отношению к любимой Родине.

Вскоре после революции у митрополита Московского Макария было видение Государя, стоящего рядом со Христом. сказал Царю: «Видишь, в моих руках две чаши – вот эта, горькая, для твоего народа, а другая сладкая, — для тебя». Царь упал на колени и долго молил Господа дать ему выпить горькую чашу вместо его народа. вынул из горькой чаши раскаленный уголь и положил Государю в руку. Николай Александрович начал перекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом просветлялся, пока не стал, как светлый дух… И вновь увидел Макарий Царя среди множества народа. Своими руками он раздавал ему манну. Незримый голос в это время произнес: «Государь взял вину русского народа на себя; русский народ прощен».

Читайте также:  Бессребреники Косма и Дамиан, в Риме пострадавшие (284)

«Прости им грех их; а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исход. 32, 32), — подчеркнул Николай Александрович строки в Священном Писании. Государь мужественно взошел на Голгофу и с кроткой покорностью воле Божией принял мученическую смерть. Он оставил в наследие ничем не омраченное Монархическое Начало как драгоценный Залог, полученный им от своих Царственных Предков.

С формально-юридической и фактически исторической точек зрения, Николай Александрович оставался Монархом до последнего своего земного часа. То обстоятельство, что он во имя благополучия России отказался от Престола, передав властные прерогативы брату и Временному правительству, теряло всякое значение после отказа Михаила Александровича и исчезновения Временного правительства. Далее всякая, даже видимость легитимной правопреемственности закончилась.

Коммунисты, водворившиеся в России в октябре-ноябре 1917 года, явились уже откровенными узурпаторами власти, не имевшими никаких, даже призрачных прав. Большевики самим фактом своего торжества отменили отречение Последнего Царя. Когда весть об убийстве Царя (о смерти других почти никто в тот момент не знал) дошла до Москвы, Святейший патриарх Тихон на проповеди в Казанском соборе во всеуслышание заявил: «Мы должны повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекаясь от Престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но он не сделал этого, желая страдать вместе с Россией».

…Постепенно облик Царя в сознании стал обрисовываться совершенно по-иному. Гибель же Царской Семьи потрясала все незачерствевшие, живые души. Царь начал приобретать ореол Святого Мученика. Потомки начали видеть и различать то, что многие современники помазанника за пеленой текущих страстей разглядеть не могли или не хотели.

Читайте также:  1 августа — Обретение мощей преподобного Серафима Саровского чудотворца (1903)

Правда сердец восторжествовала: в 1981 году Николай II был прославлен Святым Русской православной церковью за границей,  а в 2000 году и в России – Архиерейским Собором Русской православной церкви.

Последний Царь всегда помнил слова Спасителя: «Претерпевший же до конца спасется» (Матф. 24:13). Царская семья испила горькую чашу до дна. Они испытали все мыслимые и немыслимые несчастья. Мера испытаний, Ими пережитых, по обычным человеческим меркам труднопредставима.

Кротость и смирение Царственных Мучеников настолько лучезарны, что имеют вневременное звучание. Это – образец, пример, призыв ко всем и к каждому. Ясно, цельно и высоко – просто «по-библейски» — выражена эта философия в одном из последних писем Великой княжны Ольги Николаевны.

«Отец просит передать всем тем, кто Ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь…»

Царь и Его Семья выдержали все земные испытания до конца и получили венец славы Царя Небесного. Они – Святые. Это высшее признание, которое ниспосылает Господь только Своим Избранным.

Статья составлена на основе изданий

Боханов А.Н. Николай II. – М.: Вече, 2008. – 528 с.: ил. – (Императорская Россия в лицах).

Жизнеописание святых Царственных страстотерпцев. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2003. – 32 с.

Для более подробного ознакомления с жизнью и подвигом святых Царственных страстотерпцев рекомендуем обращаться к указанным и подомным изданиям.

Скачать Акафист, молитву, тропарь святому царю мученику Николаю.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Святые праведные Иоаким и Анна

Святые праведные Иоаким и Анна

Иоаким и Анна не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели и пла­ка­ли об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. На протяжении 50 лет их брака супруги только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю.