Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Уроки о Божественной Литургии, проводимые в Свято-Троицком храме. Часть 8

Уроки о Божественной Литургии, проводимые в Свято-Троицком храме. Часть 8

Урок восьмой.

Первая часть Литургии – .

Окончание проскомидии.

 

На этом уроке мы разберем окончание проскомидии (священнодействия и молитвословия).

После поминовения живых и умерших христиан, диакон приносит кадило и священник благословляя его, молит Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он принял это кадило, как аромат благоухания духовного, на превысший небес Свой жертвенник и  ниспослал нам благодать Пресвятого Своего Духа.

Затем берет звездицу, окаживает ее и ставит над хлебом со словами: «И звезда, придя, стала вверху, над местом, где был Младенец». Из второго урока мы знаем, что звездица символизирует Вифлиемскую звезду, также она служит для того, чтобы покровец не нарушил расположение частиц на дискосе.

Берет покровец, окаживает его и покрывая весь дискос молится со словами: «Господь воцарился, благолепием облекся, облекся Господь силою, и опоясался, ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется. С тех пор готов престол Твой, Ты — от века. Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои, возвысят реки струи свои от шума вод многих. Дивны валы морские, дивен на высотах Господь. Свидетельства Твои достоверны весьма; дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни».

Читайте также:  Страстная Пятница в Свято-Троицком храме (фоторепортаж)

Берет другой покровец, окаживает его и покрывает Потир со словами: «Покрыла небеса доблесть Твоя, Христе, и хвалы Твоей полна земля».

Берет воздух (большой покров), окаживает его молясь: «Покрой нас кровом крыл Твоих, отгони от нас всякого врага и неприятеля, умиротвори нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой, и спаси души наши, как благой и Человеколюбец». Покровы символизируют собой пелены в которые был повит Господь наш .

Далее священник принимает кадило у диакона и кадит предложение (жертвенник с приготовленными Дарами), произнося трижды: «Благословен Бог наш, так благоволивший, слава Тебе», на что диакон каждый раз отвечает: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». И с благогоговением покланяются трижды. После этого диакон, говорит: «О предлагаемых Святых Дарах Господу помолимся» и священник читает молитву предложения: «Боже, Боже наш, небесный Хлеб, пищу всему миру – Господа нашего и Бога Иисуса Христа, пославший как Спасителя и Искупителя и Благодетеля, благословляющего и освящающего нас, Сам благослови это приношение и прими его на превысший небес Свой жертвенник. Помяни, как Благой и Человеколюбец, его принесших и тех, за кого принесли, и нас не осужденными сохрани в священнодействии божественных Твоих Таинств. Ибо свято и преславно всесвященное и величественное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь».

Читайте также:  Состоялось открытие курсов для учителей ОШ по Христианской этике (Фото)

После чего, совершается отпуст, на котором воспоминается  тот святитель ( или Василий Великий), чин  Литургии кторого совершалается.

Отпуст — краткая , произносимаясвященником или архиерем, которой оканчивается . Отпуст содержит краткое прошение о милости Божией.

После отпуста диакон кадит престол, со словами пасхальной песни: «Во гробе плотью, а во аде с душою как Бог,  в раю же с разбойником и на престоле был Ты, Христос, со Отцом и Духом,  все наполняя, беспредельный», затем кадит весь алтарь и храм, читая пятидесятый псалом.

На этом первая часть Литургии — проскомидия заканчивается. Агнец для жертвоприношения приготовлен.

Литургия – вся земная жизнь Иисуса Христа до Его славного Вознесения. А проскомидия является  неотъемлемой частью этого богослужения, символизирующая как рождение Спасителя, так и его крестную смерть.

На следующих уроках мы начнем разбирать вторую часть Литургии – Литургию оглашенных.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Димитриевская родительская суббота

Димитриевская родительская суббота

Церковный обычай молиться за умерших восходит к первым векам христианства. Тогда, в эпоху гонений, христиане, опасаясь злобы и ненависти язычников, только ночью могли провожать в последний путь своих сестёр и братьев по вере. В какой-нибудь дальней пещере или на кладбище, под покровом темноты, христиане возжигали свечи над останками святых мучеников и совершали заупокойное пение в течение всей ночи, а на заре предавали останки земле. С этих давних пор, молитвенное последование над почившими христианами называется панихидой.