Главная / Библиотека / Статьи / Праздники / День Святой Троицы. Пятидесятница. (о празднике)

День Святой Троицы. Пятидесятница. (о празднике)

Игорь Смолькин

Праздник Святой Троицы, на­зываемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святаго Духа на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христо­ва. Сошествием Святаго Духа утверждается в мире христиан­ская вера и начинает свое бытие . В праздник Пятидесятницы Церковь подвовит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святаго, полученные ими в Таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и цен­ное, что только каждый может желать, — подает ему Дух Святый. Вот почему праздник Свя­той Троицы так торжественно и радостно встречается православ­ными христианами.

Постепенно Бог открывал Се­бя людям: в ветхозаветное время люди знали только о Боге Отце, со времени рождения Спасителя люди узнали о Его Единородном Сыне, в день сошествия Святаго Духа люди узнали о бытии треть­его Лица Пресвятой Троицы и так научились верить и прослав­лять Бога, единого по существу и Троичного в Лицах — Отца, и Сына, и Святаго Духа – Троицу единосущную и нераздельную.

Сошествие Святаго Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано евангелистом Лукой в начальных главах его книги «Деяний святых апостолов». Бо­гу угодно было сделать это со­бытие поворотным пунктом в мировой истории.

— то есть пя­тидесятый день после праздника Пасхи – один из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Си­найского законодательства при пророке Моисее, когда за пол­торы тысячи лет до Рождества Христова у подножия Синай­ской горы  еврейский народ, освобожденный из Египта, всту­пил в союз с Богом. Евреи обе­щались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благо­воление. По времени года празд­ник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радос­тью. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иеру­салим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали свой родной еврейский язык, однако старались соблю­дать свои национально-религиоз­ные обычаи и хоть изредка паломничествовать в .

Сошествие Святаго Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасите­ля Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного воз­рождения и предсказывал устами пророков: …и излию от Духа Мо­его на всякую плоть… (Иоил. 2: 28), изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее (Ис. 44: 3)… и вы радостно будете почер­пать воду из источников спасе­ния… (Ис. 12: 3). Идам вам серд­це новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце из плоти… Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уста­вы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез. 36: 26-27).

Читайте также:  Собор святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня

Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь перед распятием посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему со­шествию Святаго Духа. Господь объясняет ученикам, что Утеши­тель — Дух Святый — должен вскоре прийти к ним, чтобы за­вершить дело спасения людей …Я молю Отца, — говорит Господь апостолам, — и Он даст вам дру­гого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины… Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он —-Дух истины … Дух истины, Ко­торый от Отца исходит, Он бу­дет свидетельствовать о Мне… (Ин. 14: 16-17,26; 15:26).

Готовясь к принятию Святаго Духа после вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вме­сте с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми женами-мироно­сицами и другими верующими (около ста двадцати человек) на Пятидесятницу находились в Иерусалиме в так называемой «Сионской горнице». Это было, вероятно, в той большой комна­те, где незадолго до Своих стра­даний Господь совершил Тайную вечерю. Апостолы и все собрав­шиеся ожидали, когда пошлет им Обетование Отца, и они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чем собственно убудет состоять пришествие Духа. Утешителя (Лк. 24: 49). Так как Господь Иисус Христос умер и во­скрес в период Ветхозаветной Пасхи, то праздник Ветхозавет­ной Пятидесятницы приходился в том году на пятидесятый день после Его Воскресения.

И вот, в девятом часу утра, ког­да народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей послышался шум, как будто от бурного ветра. Шум этот наполнил дом, где находились апостолы, и одновременно над головами апостолов появилось множество огненных языков, ко­торые стали опускаться на каж­дого из них. Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще бо­лее необычайным были те духов­ные свойства, которые эти таин­ственные языки сообщали. Каж­дый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой при­лив духовных сил и, одновремен­но, несказанную радость и во­одушевление. Он начинал чувст­вовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу. Эти внутренние измене­ния и новые неиспытанные чув­ства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, не известных им языках. Так совершилось над апостолами Духом Святым и огнем, как было пред­сказано пророком Иоанном Кре­стителем (Мф. 3:11). Между тем, шум, напоминающий бурный ве­тер, привлек многих людей к апо­стольскому дому. Увидев стекаю­щийся со всех сторон народ, с мо­литвами хвалы и прославления Бога на устах апостолы вышли на кровлю дома. Слыша этот поток радостных молитв, собравшиеся около их дома были поражены непонятным для них явлением: ученики Христовы по происхож­дению большей частью галилея­не, люди по виду необразован­ные, от которых и ожидать нельзя было знания иного языка, кроме их родного, вдруг начали гово­рить на разных иностранных язы­ках, так что, как ни разнообразна была толпа людей, прибывших в Иерусалим из разных стран, каж­дый слышал свою родную речь. Но нашлись среди толпы и цини­ки, которые не постыдились сме­яться над вдохновенными проповедниками, говоря, что апостолы, мол, уже так рано успели на­питься вина.

Читайте также:  Уроки о Божественной Литургии, проводимые в Свято-Троицком храме г. Мариуполя.Часть 2

На самом же деле сила Духа Святаго обнаружилась тогда, кроме прочих внутренних благодатных перемен, еще и во внеш­нем даре языков именно для того, чтобы апостолы могли успешнее распространять среда разных народов, не имея надоб­ности в изучении иностранных языков.

Увидев недоумение людей, апостол Петр выступил вперед и произнес свою первую пропо­ведь, в которой объяснил собрав­шимся, что в чудесном сошест­вии Святаго Духа исполнилось древнее предсказание Иоиля, ко­торый говорил от имени Бога: И будет в последние дни, — гово­рит Господь, –  излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши бу­дут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумля­емы будут. И на рабы Моя и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего: и дам чудеса на небеси и на земли (Иоил. 2: 28-32). Апостол объяснил, что именно в таком сошествии Святаго Духа должно было совершиться дело спасения людей. Чтобы удосто­ить людей благодати Святаго Духа, потерпел крестную смерть и воскрес из мертвых пришед­ший Мессия – Господь Иисус Христос.

Читайте также:  Рождество Пресвятой Богородицы

Кратка и проста была эта проповедь, но поскольку устами Петра говорил Дух Святый, то эти слова проникли в сердца слушавших. Многие из них уми­лились сердцем и спросили его: Что же нам надо делать?По­кайтесь,  – отвечал им апостол Петр, – и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа. И вы не только будете прощены, но и сами получите благодать Свя­таго Духа.

Многие, уверовавшие во Хри­ста по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в сво­их грехах, крестились, и к вечеру этого дня Церковь Христова из числа ста двадцати выросла до трех тысяч человек. Таким чудес­ным событием началось существование Церкви Христовой – этого благодатного общества ве­рующих, в котором все призваны спасать свои души. Господь обе­щал, что Церковь пребудет непо­бежденной вратами ада до само­го конца существования мира!

Следует думать, что не случай­но совпали в тот день два знаме­нательных события –   сошествие Святаго Духа и еврейская Пя­тидесятница. Ветхозаветная Пя­тидесятница отмечала избавле­ние евреев из египетского рабства и начало свободной жизни в со­юзе с Богом. Сошествие Свята­го Духа на верующих в Иисуса Христа осуществляло освобож­дение верующих от власти диавола и было началом нового, благодатного союза с Богом в Его духовном Царстве. Так праздник Пятидесятницы стал днем, когда ветхозаветная теократия, на­чавшаяся от Синая и долго управ­лявшая обществом через суро­вый письменный закон, замени­лась Новозаветной, в которой верующими людьми руководит Сам Бог, в духе свободы и любви (. 8 гл.).

Глубоко пережив события по­ругания, смерти и воскресения Господа, святые апостолы ко вре­мени Пятидесятницы духовно возмужали, многое прочувство­вали и созрели для принятия да­ров Святаго Духа. Тогда и сни­зошла на них полнота благодати Божией, и они первые вкусили духовные плоды спасительного подвига Богочеловека.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Праздник Рождества Богородицы в Свято-Троицком храме

Праздник Рождества Богородицы в Свято-Троицком храме

21 сентября в день Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Высокопреосвященнейший Иларион митрополит Донецкий и Мариупольский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме г. Мариуполя.