Главная / Новоначальным / Таинства / Таинство Причащения. Евхаристия.

Таинство Причащения. Евхаристия.

«Ибо Я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб, и, возблагодарив, преломил и сказал: примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, сие творите когда только будете пить в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете»

(1 Кор. 11:23-26)

Во время Божественной Литургии – главного общественного богослужения совершается Причащения, иначе называемое Евхаристией. Само название происходит от греческого слова «ευχαριστια» — благодарение. Причащения было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере и является «таинством таинств» Православной Церкви, сердцевиной христианской жизни, ее фундаментом и опорой, без которого немыслимо существование Церкви. Через Причастие происходит соединение верующего со Христом. Это должно стать стержнем духовной жизни каждого христианина.

По учению Православной Церкви при совершении Евхаристии хлеб и вино пресуществляются в плоть и кровь Иисуса Христа, которыми совершается причащение. Единственным истинным совершителем Евхаристии является Сам Христос: Он невидимо присутствует в храме и действует через священника, совершающего таинство. Причастие Тела и Крови Христовой открывает верующему врата Царства Небесного и становится уже здесь на земле источником спасения: укреплением для души и сердца, оружием против нечистоты.

В Евхаристии хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христа, однако, понимание способа этого преложения – за пределами человеческого разума. Соединение верующего со Христом в Евхаристии является полным, всецелым и онтологическим.

Читайте также:  Неделя 9-я по Пятидесятнице. «Это Я, не бойтесь»

Многие Святые отцы предостерегали от недостойного и небрежного причащения. Нельзя причащаться с неверием, не простив ближних, наскоро второпях. Святитель предостерегал: «Достойно причащающиеся ныне встретят тогда (Господа) грядущего с небес; а (причащающиеся) недостойно подвергнутся гибели… Если к одежде царской никто просто не посмеет прикоснуться нечистыми руками… то как мы дерзнем принимать с неуважением Тело всех Бога, Тело непорочное, чистое, соединенное с божественным естеством, которым мы существуем и живем, которым сокрушены врата смерти и отверсты своды небесные? Нет, умоляю, не будем губить себя бесстыдством, но будем приступать к Нему с трепетом и со всякой чистотой». Достойное причащение Святых Таин обоживает человека, его душу и тело, открывает ему путь в Царство Небесное, становится залогом вечной жизни. Недостойное причащение, без должного благоговения, без осознания величия таинства Евхаристии, происходит «в суд и осуждение».

Причащаться можно ежедневно или еженедельно, несколько раз в неделю или несколько раз в месяц (по традиции считается не менее одного раза в месяц). Во всяком случае, причастие не должно быть редким событием в жизни верующего, но должно составлять основной стержень его духовной жизни.

Чинопоследование

Совершение таинства Причащения происходит во второй части Литургии верных. «Станем добре, станем со страхом, святое возношение мире приносити…» призывает диакон к возношению самой главной евхаристической молитвы («анафоры» — возношения). В это время священник начинает молиться в алтаре, призывая Святого Духа на преложенные , хлеб и вино, и преложение их в Тело и Кровь Христовы. Хор в это время поет, сопровождая молитву священника и практически повторяя слова молитвы анафоры, давая возможность верующим сомолиться этой молитвой. Вся евхаристическая обращается к Богу Отцу. Здесь очень важный духовный момент: к Богу Отцу обращается Церковь, а Церковь — это Тело Христово. Поэтому Отче Наш, которая будет звучать в конце Литургии, эта та самая , которая равняет Христа, Сына Божия, и Церковь, ставит их на одну ступень отношения к Богу Отцу.

Читайте также:  Типологический и аллегорический методы толкования Священного Писания в церковной письменности IV-V вв.

После окончания евхаристической молитвы начинается третья часть Литургии верных, во время которой Церковь готовит молящихся к святому причащению и происходит причащение священнослужителей и мирян. Причащающиеся приближаются к алтарю и ожидают выноса Святых Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». Подходя к Чаше  и сложив крестообразно на груди руки (правая поверх левой), широко открыв уста, причастник благоговейно принимает Тело и Кровь Христову. Затем, не крестясь, и поцеловав край Чаши, подходит к столику, где вкушает частицу антидора и запивает теплотой.

После Причастия священник произносит отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш…» и, осенив народ Крестом, дает его для целования молящимся.

Обычно в это время читаются благодарственные молитвы.

Еще раз осенив народ крестом, священник возвращается в алтарь, закрывает царские врата и задергивает завесу.

Как подготовиться к Таинству Причащения

Желающий причаститься Святых Христовых Таин должен поговеть, т.е. постится и посещать Церковные службы.

Необходимо выдержать трех – семидневный Литургический пост, во время которого пища принимается умеренно и не допускается вкушение скоромной пищи (т.е. пищи животного происхождения: мяса, молока, яиц и т.д.). Для больных людей возможны некоторые послабления, поскольку они принимают лекарства и выполняют предписания врачей относительно питания. Поэтому при подготовке к причастию им необходимо посоветоваться со священником.

Читайте также:  Таинство Елеосвящения

Нужно ограничить себя в развлечениях /сократить просмотр телевизора, возможно, отказаться от похода в гости, исключить увеселительные заведения/. Супругам нужно в день до и после причащения воздерживаться от телесного общения.

Во время подготовки полезно почитать Святое , творения Святых Отцов, или православную душеполезную литературу. Можно помолиться и почитать каноны или акафисты. Главное, чтобы у человека сохранялся внутренний покаянный настрой.

Очень важно, готовясь к Причащению примириться с теми, с кем вы в ссоре, надо простить или хотя бы понять их. Причащаться во вражде – это тяжкий грех.

Накануне Причащения необходимо:

— присутствовать на вечернем богослужении;

— исповедаться ;

— особое внимание нужно уделить внимательному прочтению утренних и вечерних молитвенных правил;

— прочитать следующие три канона:

покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу,

— канон молебный ко Пресвятой Богородице,

— канон Ангелу – хранителю;

а также —  Последование ко Святому Причащению.

К таинству Причащения приступают натощак: с 12 часов ночи причастник не вкушает пищу и не пьет.

После Причастия необходимо прочитать Благодарственные молитвы по Святому Причащению и в течение дня сохранять достойно принятую в себя святыню.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Таинство Елеосвящения

Таинство Елеосвящения

Цель Елеосвящения — исцеление и прощение грехов, но в глубине его лежит Христова молитва об исполнении воли Божьей. Через это Таинство страдания больного освящаются и соединяются со страданиями Христа. Освящение телесных ран даёт больному духовную силу, чтобы немощи его были не в смерть, но в вечное спасение. Это Таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они «многих больных мазали маслом и исцеляли»