Главная / Библиотека / Статьи / Психокодирование и психологические зависимости в деструктивных культах. Часть 3

Психокодирование и психологические зависимости в деструктивных культах. Часть 3

Почему действия деструктивных культов так успешны? Для вербовки новых последователей многие культы применяют серьезные исследования в области «мозг — компьютер», которые находятся в настоящее время на той стадии развития, когда технически возможно проводить эксперименты с внедрением в подсознание. Наглядным примером служат различные гипнотические сеансы и некоторые другие психогенные воздействия, «блокирующие» сознательноволевую сферу и корректирующие ее в соответствии с целью проводимого сеанса. При помощи некоторых несложных технических приемов возможна кодировка или затушевывание визуальных (зрительных) и семантических образов (двойное Фурье-преобразование, 25-й кадр Фишера), которые при предъявлении не осознаются человеком, т.к. являются незаметными.Компьютерное тестирование человека может продемонстрировать его социальную ориентацию, психические установки, скрытые в глубинах подсознания даже от него самого. Современное состояние науки и техники позволяет совершенно незаметно для сознания человека вводить в его память любую информацию без его согласия, которая усваивается, как пища, и определяет его потребности и желания. Лидеры объясняют своим адептам, что законы, мораль, этика, принятые в обществе, дурны, и только принципы культа достойны того, чтобы им следовать.
Особенно опасным является их вторжение в область медицины. Вторжение сект в область медицины часто носит противозаконный преступный характер. Многие культы ведут вербовку под видом борьбы с наркоманией и алкоголизмом (муниты, Объединенная Церковь Христа, сайентология и др.). Общение с такими больными показало, что сектантское «лечение» не только неэффективно, но и опасно.
Таким образом, обзор нарушений, возникающих у адептов деструктивных культов, представил следующую картину. Контроль над поведением и эмоциями своих членов, беспощадная эксплуатация личности, манипулирование сознанием — все это приводит к потере человеком его индивидуальных особенностей, коллективным моделям реагирования на окружающее, потере критичности к предлагаемым сектой духовным суррогатам.
Различные нарушения психики: зависимое расстройство личности, индуцированный психоз, посттравматические стрессовые расстройства, депрессия, кошмары, дезадаптация в обществе возникают у большинства культистов. Не говоря уже о негативных социальных факторах, таких, как распад семьи, страдания детей, спекуляция на чувствах, лишение имущества и т.д. Среди расстройств можно выделить психозы, часть которых возникла остро в ответ на запугивания адептов скорым концом света, их неготовностью войти в «Небесные Обители», совершенными тяжкими грехами. Выход из таких состояний относительно быстр. В других случаях психозы были затяжными и могли возобновляться при виде какой-либо атрибутики секты. Формирование образа врага часто приводит к трагедиям, как в случае с молодой женщиной, убившей свою малолетнюю дочь (адептка «Общества Фиолетового Пламени»).
При амбулаторных наблюдениях на первое место выходит зависимое расстройство личности, характеризующееся перекладыванием на других важных решений в жизни, нежеланием предъявлять даже разумные требования людям, от которых индивидуум находится в зависимости, неадекватной податливостью желаниям этих людей, чувством беспомощности в одиночестве, страхом быть предоставленным самим себе, ограниченной способностью принимать повседневные решения без усиленных советов со стороны; это расстройство личности называется также пораженческим, что промыслительно напоминает о той битве, которая ведется за душу каждого человека. В сочетании с этим или же отдельно наблюдается посттравматическое стрессовое расстройство, когда бывшие культисты еще долго видят кошмарные сны, эмоционально притуплены, отчуждены от других людей, теряют чувство радости, всячески стараются избегать того, что напоминает им о пребывании в секте.
Решение медико-социальных проблем, порождаемых деятельностью сект, возможно только при взаимодействии как правительственных, так и общественных организаций и при создании условий для реабилитации лиц, подвергшихся воздействию тоталитарных сект.
Деструктивные культы зачастую провоцируют нарушение общественного порядка. Они располагают огромными финансами, хорошей организацией, отшлифованными методами работы и большим опытом. «Деструктивные культы покупают в странах СНГ большие участки земли, на которых ведут строительство, покупают недвижимость, снимают киноконцертные залы для проведения своих проповедей с целью агитации, арендуют помещения. Секты также требуют непомерных взносов, которые увеличиваются с каждым разом, требуют всякого рода пожертвований в пользу секты, вынуждают человека продать имущество, квартиры, дачи, ценности, написать завещание в пользу секты. Немалую помощь им оказывает и несовершенство законодательства, а также не применяются уже существующие статьи уголовного кодекса».
Таким образом, на современном этапе ощущается необходимость не только в духовной защите от подобных влияний, но и четко выработанных законах и мерах, ставящих преграды перед насильственным воздействием на личность человека, его сознание и подсознание. Необходимо работать методы диагностики психонасилия, методы раскодирования, а также подготовить специалистов, которые могли бы «заниматься реабилитацией пострадавших методом «консультирования о реформировании мышления». Эта методика заключается в интенсивной информационной терапии участника деструктивного культа, непрерывно проводимой группой консультантов при содействии близких и родственников. Конечной целью является восстановление у культиста индивидуальной способности разумно и критически мыслить. Свою деятельность консультанты должны согласовывать с коллегами смежных профессий педагогами, адвокатами, психологами, психиатрами, социальными работниками, духовенством.
Насильственное вмешательство в психику и зомбирование приводят к состоянию беспомощности по психическим причинам. Поэтому лица, подвергшиеся такому воздействию, должны рассматриваться как временно недееспособные лица, в связи с утратой возможности адекватно воспринимать, оценивать и предвидеть результаты своих действий. «Свобода покинуть культ в некоторых деструктивных религиозных организациях обычно гарантируется только на словах. Существуют факты, свидетельствующие о том, что многие члены сект предпринимали отчаянные попытки снова обрести свободу, однако внедренные в подсознание страхи и преследование со стороны руководителей секты доводили людей до психических расстройств и даже самоубийств». Известны случаи угрозы убийства руководителями деструктивных религиозных организаций своих адептов, попытавшихся порвать с культом.
С 2001г. в Украине уголовные дела против деструктивных религиозных объединений возбуждаются по статьям: «Посягательство на здоровье людей под предлогом проповедования религиозных вероучений или совершения религиозных обрядов», «Организация массовых беспорядков», «Незаконное содержание, осквернение или уничтожение религиозных святынь», «Повреждение религиозных сооружений или культовых зданий» (статьи 178-181 УК Украины). Санкции за нарушения личных прав и свобод человека и гражданина в области религии свидетельствуют, что гуманизм права не сводится только к жалости и сочувствию, а любое противоправное деяние будет пресекаться. Однако зачастую лидеры сект привлекаются к ответственности как обычные граждане.
Юридическая практика показывает, что людям, попавшим в секту, наносится серьезный вред, доказать который практически невозможно: у них наблюдаются различные фобии, депрессии, нарушение идентичности, потеря спонтанности, расстройство сна, сексуальные проблемы, приступы паники, галлюцинации, паранойя и т.д. В среднем, человеку, нашедшему в себе силы, чтобы порвать с сектой, для полного выздоровления требуются два(!) года.
Нельзя не сказать о таком явлении как «ролевики». «Геймерство — это психическая зависимость от игры и уже считается клинической формой заболевания, которая стано-вится в один ряд с наркотической и алкогольной зависимостью. В Мариуполе ролевые игры очень популярны. Почему они опасны? Зависимость в ролевых играх базируется на двух основных механизмах: уход от реальности и принятие роли. Человек выходит из виртуального мира в реальный всего лишь на некоторое время для удовлетворения своих потребностей. А роль, например, компьютерного героя дает игроку возможность компенсировать все то, что он не может в реальной жизни».
Важно отметить такой факт, что зарегистрировать религиозную организацию достаточно просто, запретить ее деятельность, исходя из доказательств ее крайне негативного воздействия, практически невозможно. Для этого необходимо решение суда, длительный судебный процесс, что говорит о несовершенстве законодательства в области религии. Права и свободы новых религиозных организаций и сект должны быть ограничены в той мере, в какой это необходимо для защиты здоровья, прав, законных интересов граждан Украины. Ключевым является вопрос: «кто и как определяет эту необходимость? Для этого должны существовать экспертные комиссии, которые в каждом конкретном случае в отношении конкретного культового новообразования этот вопрос решают. И конечно, далеко не во всех ситуациях такие экспертизы должны возлагаться на психиатров, но в ряде случаев это просто необходимо»
Рассмотрим в качестве примера деструктивного влияния на человека культа так называемый «богородичный центр», который появился в 1985году. Ее основателем стал некий Иоанн Береславский, житель Москвы, склонный к мистификациям, 50-летний филолог, исследователь Древнего Востока и Индии. Был ли он крещен достоверно неизвестно. Богородичный центр был основан «пророком Иоанном» после первого полученного им видения призрака в Смоленске, которое он истолковал как явление ему якобы «богородицы».
В Москве, в квартире «пророка Иоанна» призрак «богини» стал являться ему бесчисленное множество раз. В моменты «откровений», обычно неожиданных, внезапных, Иоанн бросался к пишущей машинке и начинал печатать. Печатал он, как одержимый, без интервалов и с такой скоростью, с какой, по словам очевидцев, «человек печатать не может». Квартира Иоанна во время получения «откровений» буквально вибрировала и насыщалась некой «огненной атмосферой», «огонь витал в воздухе». «Видения» Иоанна происходили в «надмирном пространстве», (воздушном?), когда он восхищался духом. Для Иоанна его «откровения» сопряжены с тяжелейшими физическими страданиями. По его описаниям, унего «словно проламывается череп». «Откровение переменило меня». Такова цена духовной прелести и контактов с демоническим миром «пророка Иоанна». По внушению призрака Иоанном записано 20 книг по 100 страниц каждая — огромная литература, лжеевангелия «от Иоанна».
Так, Григорий Грабовой также прибегает не только к системе чисел, но и к нейролингвистическому программированию, скажем, записывается фраза: «Григорий Грабовой единый Бог. С ним вы не пропадете». Поверх фразы накладывается музыкальный фон. Эта песенка может звучать где угодно, она внедряется в подсознание, как 25-й кадр. Известна такая методика и спецслужбам. Но вскоре вместо «воскресших покойников» адепты ГГ заговорили о том, что умершие воплощаются то в червей, то в собак, то просто материализуются в Америке или в Африке. Он сжег мосты, когда произнес эту фразу. «Как огонь всегда горяч и всегда греет, как свет всегда свет и светит, как мед всегда сладок и услаждает, так Бог всегда и непрестанно благ и благотворит…От Него Одного всякое добро, какое есть и может быть, от Него происходят утешение, радость, веселие и блаженство», — говорил Тихон Задонский (1783). В каждом деструктивном культе предлагается свое представление о Боге, и часто действительный образ Бога искажается до неузнаваемости. Поэтому «да не будет у тебя иных богов» — ложных представлений о Боге. Только в богооткровенной вере человеку дается правильное о Боге знание, потому что здесь Господь обращается к человеку сам.

Читайте также:  Троицкая родительская суббота

Т. Оленич, доктор философских наук, профессор МГУ

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

14 августа начинается Успенский пост

14 августа начинается Успенский пост

14 августа начинается Успенский пост. Он установлен в память Успения Богородицы, один из четырех многодневных постов церковного года. Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Длительность поста небольшая, всего две недели (с 14 по 27 августа) и завершается праздником Успения. По строгости Успенский пост сообразен Великому.