Главная / Библиотека / Статьи / Психокодирование и психологические зависимости в деструктивных культах. Часть 1

Психокодирование и психологические зависимости в деструктивных культах. Часть 1

Одно из самых опасных искушений, которые сопровождают человека на протяжении всей его истории, — искушение «тайным знанием». С древнейших времен людей влекло к загадочному, необычному, исключительному, запретному  сулившему власть над миром. Поддавшись первому соблазну «тайным знанием», пали в раю и Ева. «И сказал змей жене откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» (Быт. 3, 4-6). Пожелав стать «как боги», напитавшись запретным знанием, люди нарушили первую заповедь Бога и лишились блаженной райской жизни. К сожалению, мало чему научила людей. И сегодня многие, как мотыльки, летят на губительный огонь, стремясь узнать нечто такое, что наделило бы их необычными способностями, поведало о скрытых законах мира, дало бы власть над людьми и стихиями.
Во многих религиях вся мировая история представлена как «борьба светлых и темных сил за душу человека, и именно с этой точки зрения все, что совершается в истории человечества, становится для нас ясным». Только слышим ли мы, что говорит Господь о лжеучителях — «сынах лукавого», соблазняющих и сегодня людей «тайным знанием»? Помним ли, о чем предупреждал апостол: смотрите, поступайте осторожно …Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте(Еф. 5, 15, 11).Безграничная свобода совести и религиозных организаций, закрепленная в законодательстве, породила ситуацию, которой воспользовались различные деструктивные религиозные образования. Их деятельность настолько широко развернулась на территории Украи-ны, что теперь необходимо рассматривать проблему негативного влияния таких групп на жизнь и здоровье граждан и общества, а в целом  на безопасность государства. Деструктивные культы в Украине, культивирующие асоциальность, отрицающие конституцион-ные обязанности, «подвергают риску нравственное, психическое и физическое здоровье граждан, представляют собой серьезную угрозу государству и обществу. Мировоззренче-ский хаос наносит психический, и, как следствие, физический вред.
Человек постсоветского пространства ищет рецепт спасения, методы жизненного обновления, чтобы страстно уверовать в него и деспотически навязать его своим собратьям; он ищет целостную, духовнотелесную панацею, чтобы темпераментно служить ей и насаждать. И предметом такой панацеи для него может быть все, что угодно, вегетарианство, непротивленчество, позитивизм, гомеопатия, какао Ламана, фуфайка Егера, ланка-стерское взаимное обучение, интернационализм, неокантианство, социализм, нигилизм, Пикассо, опрощение, анархия, многоженство и особенно всяческое отрицание. Русскому человеку присуща страстная заражаемость идеологией, которую он превращает во что-то вроде нетерпимой религии. Так заразился он и этой современной идеологией духовного кризиса  отрицанием собственности, права, родины и веры.
Наша страна традиционно многоконфессиональна, всю ее историю люди, исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбирать свои религиозные убеждения. Но именно этого права стремятся лишить человека тоталитарные секты».
Предметом данной статьи является анализ негативного воздействия деструктивных культов как социально-психологического феномена, поиск путей духовной защиты последователей деструктивных культов и неофитов (новичков). История религиозного сектантства  многовековая история, но только на современном этапе образуются деструктивные культы, в которых появилось систематическое использование психотехник, направленных на подавление воли человека и контроль его поведения, чувств.
Появляются элементы синкретизма, соединяющего с исламом, иудаиз-мом и восточными религиями. Атеистическая идеология, полностью выполнив свое предназначение, оторвать человечество от прежде сильной христианской традиции, сама уходит со сцены. Ее место занимает вполне религиозная синкретическая смесь, обладаю-щая сильной отрицательной мистикой, переворачивающая представление о мире с ног на голову, играющая на тонких струнах человеческой гордыни и наиболее сильных страст-ных влечениях. Эта смена эпох заметна и по тому, как быстро переориентировались лав-ки, торговавшие в былые годы Марксом и Троцким, на продажу эзотерики и оккультной мистики.
«Некогда утраченная западным христианством церковная мистика в наши дни воз-рождается в совершенно диких формах, впрямую напоминающих оккультную практику и приемы. На весь мир известен феномен Торонто, где группа протестантских пасторов в присутствии толп народа проводит сеансы «принятия Духа Святого». Это действо даже с натяжкой не назовешь молитвенным собранием. Экзальтированные призывы ко Всевыш-нему, пассы со сцены, после которых в народе начинается массовый психоз: люди падают на землю, многие корчатся, издают нечленораздельные звуки, что выдается за говорение языками.. .»
Рассмотрим смысл понятия «деструктивный культ». В психологическом аспекте деструктивный культ — это авторитарная иерархическая организация (религиозная, философская, политическая, психотерапевтическая, образовательная, коммерческая и др.), практикующая обманную вербовку и контроль сознания своих последователей, строящая-ся вокруг харизматического лидера и использующая в своей деятельности различные пси-хотехники в сочетании с гипнозом, внушением, вызывающая психологическую дестабилизацию личности, отключающая критическое мышление (вводящая человека в изменен-ное состояние сознания), осуществляющая всеобщий (тотальный) контроль за всеми без исключения сторонами жизни адепта, составляющая практики, правила поведения, нормы общения и т.д., противоречащие нормам этики и морали, принятым в обществе.
Вопрос о деятельности деструктивных культов был неоднократно рассмотрен в Европарламенте, а в феврале 1996года в его постановлении отмечены следующие противоправные действия деструктивных культов: жестокость в обращении с людьми, корыстное использование психологических наработок, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, подстрекательство к насилию, незаконная врачебная деятельность. Европарламент поднял вопрос об ужесточении норм уголовного законодательства и более ак-тивной борьбе с деструктивными культами.
Проблемы психического здоровья и болезни с религиозной точки зрения обсуждает в работе «Религия и проблемы личности», профессор E. O’Doherty, где указывает, что «психическое здоровье это больше, чем отсутствие психической болезни. Это соответствие интеллектуального и эмоционального развития хронологическому возрасту. Оно предусматривает высокий уровень интеграции личности, способность адекватной самооценки, достаточную экстравертированность в сочетании с интравертированностью, которая обеспечивает самопознание и, наконец, возможность установления добрых взаимоотношений с собой, с другими и Богом».
По результатам исследований Европейских антикультовых организаций, большинство деструктивных тоталитарных организаций (ДТО) имеют похожие характеристики:
— использование практики дестабилизации сознания (сообщение о себе личной инфор-мации, противозаконная медицинская и психологическая практика, ритуальные обря-ды, интенсивная работа и т.д.);
— нанесение вреда физическому здоровью последователям (недоедание, «особое питание», нарушение биологических ритмов);
— использование денег своих последователей;
— провоцирование разрыва с семьей и социальным окружением;
— разрушение материально-финансовой стабильности своих последователей;
— строение пирамидальной, авторитарной, иерархической, закрытой структуры;
— использование разделения детей на группы независимо от их родственных связей;
—   попытки организационно проникнуть в государственные, общественные, личные и коммерческие структуры;
В англоязычной специальной литературе появился термин, который означает возникающее болезненное состояние психики, — ДДД — синдром (deception, dependency, dread — «обман», «зависимость», «страх»). Термин формирования этого синдрома в большинстве случаев не превышает четырех — шести недель.

Читайте также:  Неделя святых праотец

Т. Оленич, доктор философских наук, профессор МГУ

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

14 августа начинается Успенский пост

14 августа начинается Успенский пост

14 августа начинается Успенский пост. Он установлен в память Успения Богородицы, один из четырех многодневных постов церковного года. Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Длительность поста небольшая, всего две недели (с 14 по 27 августа) и завершается праздником Успения. По строгости Успенский пост сообразен Великому.