Главная / Библиотека / Статьи / Православная Церковь Греческой Общины Северного Приазовья

Православная Церковь Греческой Общины Северного Приазовья

В настоящее время наблюдается интерес к духовной культуре греческого населения Приазовья. На ее формирование в значительной степени оказала влияние Православная церковь. Церковь, как социально-теологический институт, функционируя в обществе, выполняет определенную социальную миссию по сохранению культурного наследия.На современном этапе в Украинском государстве актуальной является проблема церковной организации и подчиненности Православной церкви, и поэтому важно для лучшего понимания современной религиозной ситуации, исследовать историю развития церковных связей в Северном Приазовье в конце XVIII-XIX ст.Цель данной статьи показать роль Православной церкви греческой общины в формировании духовной культуры Северного Приазовья.Новизна исследования заключается в том, что развития церковной организации греческого населения на Мариупольщине представлена в контексте религиозного-культурного взаимодействия и сосуществования двух церковно-административно-территориальных единиц Готфийско-Кафийской и Екатеринославской епархий в конце XVIII  — XIX веков.

Истории изучения духовной культуры Приазовья посвящены исследования Феодосия Макаревского “Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии. Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. Вып.2: Нынешние уезды – Бахмутский, Славяносербский, Ростовский на Д, Александровский и Мариупольский” [1]. В нем рассмотрена история города Мариуполя и его церквей. В работе содержатся сведения и о строительстве сельских церквей Мариупольского уезда.

В труде “Очерк повествования о Новороссийском крае из оригинальных источников подчерпнутый. Период от основания в Новороссийском крае Новой Сербии до учреждения наместничества Екатеринославского с упразднением губерний Новороссийской и Азовской, за коим последовало упразднение и Славянской епархии, с 1751 по 1786 годы” [2]. Гавриила (Розанова В.Ф.) архиепископа Тверского и Кашинского, подробно изложена история епархии, охарактеризована деятельность архиепископов – греков Евгения Булгариса и Никифора Феотоки.

Вопросы духовного развития населения Приазовья рассматриваются также в сборнике экскурсий Мариупольской Александровской гимназии “ и его окрестности” (1892 г.) [3]. Шире здесь раскрываются аспекты духовного и гражданского самоуправления, роль митрополита Игнатия в судьбе греков, вышедших из Крыма. Эта книга является единственным изданием, охватывающим все стороны социальной жизни греков: историю, этнографию, культуру, просвещение, торговлю.

Работа А.В. Геде “Переселение греков из Крыма в Приазовье: (Вымыслы и реальность)” [4] написана на основании архивных материалов. Автор старалась показать причины переселения и связанные с ними трудности. Дана оценка деятельности митрополита Игнатия и Российского правительства в деле переселения крымских христиан.

Вопрос, касающийся перенесения Готфийско-Кафийской епархии на земли Северного Приазовья, и развитие здесь церковной организации у греков, рассматривается в статье А.В. Геде “Церковная организация греческого населения Мариупольщины (конец XVIII – XIX ст.)” [5].

В начале XXI века на территории Приазовского края проживали представители 120 разных народов и 49 религиозно-конфессиональных направлений, которые представляли поликонфессиональную среду Приазовья [6, с.33-37]. поликонфессиональной среды в конце XVIII века было связано с государственной политикой императрицы Екатерины II (1762-1796).

22 июля 1763 года был подписан Манифест “О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться, в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах”, который предоставлял право переселения в Россию всем желающим иностранцам.

После издания Манифеста последовал ряд других Правительственных документов, обеспечивающих льготы и привилегии переселившимся иностранным колонистам [7, с.279-281].

В этот период Правительство Екатерины II проводило активную внешнюю политику, ориентированную на завоевание новых территорий. В результате Русско-турецкой войны (1768-1774) к территории Российской Империи отошли земли между Бугом и Днепром, крепости Керчь, Еникале и Кинбурн.

10 июля 1774 года был подписан Кучук-Кайнарджирский мирный договор, согласно ему Крымское ханство было объявлено независимым от Османской Империи.

Окончательно были закреплены за Россией  приазовские земли от крепости Петровской до Азова [8, с.271].

В 1775 г. Запорожская Сечь была ликвидирована и вся территория “вольностей” была разделена между двумя губерниями: Новороссийской – на правом берегу Днепра и Азовской – на левом берегу Днепра.

К Новороссийской губернии были присоединены земли между реками Бугом и Днестром, которые вошли в состав Российской империи на основании Кучук-Кайнаджирского мирного договора [9, с.264].

В 1775 г. на территории Новороссийской губернии  создается церковная епархия, получившая название Славянской и Херсонской с центром в Полтаве. Название епархии – Славянская – было дано потому, что сюда переселилось множество славян из турецких и австрийских земель. Славянскую и Херсонскую епархию возглавил греческий просветитель с европейским образованием Евгений Булгарис (1716-1806). Осенью 1775 г. архидиакон Е.Булгарис был назначен архиепископом. Возглавить сложную в этническом отношении епархию на юге России, где проживали украинцы, русские, греки, болгары, сербы и другие народы, было довольно ответственной миссией для греческого просветителя [10, с.90].

Как свидетельствуют документы, Екатерина II повелела по случаю переселившихся в Россию иностранцев, не знающих русского языка, но исповедующих православную веру; посвятить в архиепископы грека архидиакона Евгения, “яко мужа высотою разума, благочестием и всеми добродетелями для спасения стада Христова отлично одаренного” [11, с.10].

Читайте также:  Христос, Православие, Святая Русь - путь к реальной духовности. ч.3

В октябре 1775 г. Екатерина II направила указ в Министерство финансов Российской империи на оплату расходов, необходимых архиепископу при переезде на новое место жительства. Евгению Булгарису были выделены две тысячи рублей на оплату дома и проезда в епархию. Назначение греческого священнослужителя архиепископом Славянской и Херсонской епархии означало, что Е.Булгарис поступал в подчинение Русской Православной церкви. 23 октября 1776 г. Е.Булгарис прибыл в Полтаву и поселился в Крестовоздвиженском монастыре, чтобы принять руководство Славянской и Херсонской епархией. Обязанности архиерея,  инспекционные поездки по обширной территории епархии, простиравшейся от Полтавы до Азовского моря и от Южного Буга до Дона, трудности в отношениях с проживавшими здесь униатами и старообрядцами требовали от Е. Булгариса много сил и времени. Весной 1779 г. ссылаясь на возраст и слабое здоровье, Е. Булгарис попросил освободить его от занимаемой должности и рекомендовал назначить на это место Никифора Феотоки (1731-1800) [12, с.97-101]. Просьба была удовлетворена. Никифор Феотоки был назначен архиепископом Славянской и Херсонской епархии и был на этой должности до 1786 г. Архиепископ Никифор Феотоки был переведен по указу Г.А. Потемкина 28 ноября 1786 г. на Астраханскую кафедру. Никифор Феотоки умер в Московском Свято-Даниловом монастыре в 1800 г. [13, с.101]

Территория Азовской губернии (1775-1784) включала в себя огромные пространства Левобережья Днепра: район старой российской пограничной линии, земли Запорожья, потерявшего свою автономию, новые территории в Восточном и Южном Приазовье – земли между реками Доном и Еею [14, с.56-57].

В административном отношении губерния делилась на четыре провинции, юг губернии занимала Павловская провинция, в ее состав входили Консководский, Александровский и Кальмиусский уезды [15, с.44]. В 1776 г. название Кальмиусского уезда изменилось на Павловский. В Российском государственном архиве древних актов были найдены документы, которые дали возможность установить, что г. Павловск был основан в 1778 г. [16, с.7]

29 сентября 1779 г. на основании распоряжения Г.А.Потемкина  г. Павловску присвоено название Мариуполь.

В 1778 г. состоялось переселение христиан из Крымского ханства в Россию. Эта идея принадлежила главнокомандующему русской армии  на юге генерал-фельдмаршалу П.А. Румянцеву-Задунайскому. Ее поддержала Екатерина II, которая в указе от 9 марта 1778 г. своему наместнику в южных губерниях Г.А. Потемкину развила целую программу организации переселения и устройства христиан в Азовской или Новороссийской губерниях.

Главным исполнителем этой идеи являлся командующий русским корпусом в Крыму генерал-поручик А.В. Суворов. Во главе переселенцев, отстаивая их интересы, выражая их надежды, стоял митрополит Готфийско-Кафийской епархии Игнатий [17].

18 сентября 1778 г. А.В. Суворов отправил на имя П.А. Румянцева-Задунайского рапорт, который начинался такими словами: “Вывод крымских христиан кончен!” Согласно ведомости, приложенной к этому рапорту, количество переселенцев составило: греков – 18300 чел., грузин – 219 чел., валахов – 161 чел., армян – более 12000 чел. (были расселены в районе крепости Святого Димитрия Ростовского на Дону).

С выходом христиан из Крыма прекратила существование, созданная еще в 1678 г. Готфийско-Кафийская епархия. Покидая Крым, греки оставили 68 действующих церквей [5, с.30]. После переселения на новые места они не могли обустроить свою церковную жизнь, так как почти два года не имели места постоянного проживания.

Важное значение в духовной жизни жителей Приазовья имел указ Святейшего Синода от 14 марта 1779 г. согласно которого митрополит Игнатий был причислен к собору российских владык, ему предоставлялось место непосредственно после архиепископа Херсонского и Славянского, а возглавляемая им церковная организация подчинена непосредственно Синоду. Митрополиту Игнатию предоставлялось право управлять епархией в составе всех греков и пользоваться в своей епархии каноничными правами. Коллегия экономии, согласно указа, должна была ежегодно выдавать Игнатию три тысячи рублей «на содержание его со всем домом» [18, с.197].

После поселения греков в мариупольском уезде в Готфийско-Кафийскую епархию входили как христиане, которые переселились в Россию, так и оставшиеся в Крыму – в начале в Керчи и Еникале, а после 1783 г. – на всем полуострове. Митрополиту Игнатию также подчинялись греки, поселенные за пределами Мариупольского уезда, например в Таганроге и Екатеринославе.

В расселении греческого населения и выборе места для постройки города митрополит Игнатий принимал активное участие. Он не только определял места для поселения, но и способствовал постройке церквей. По словам митрополита: «Через церковь и от церкви нисходит небесное благословение и очевидный успех на всякие человеческие дела, работы и предприятия» [19, с.16].

15 августа 1780 г. преосвященный митрополит Игнатий с духовенством и поселенцами в количестве до 3 тыс. человек прибыли к определенному им г. Мариуполю и на отведенном им для церкви месте отправили молебен [3, с.95].

Читайте также:  Проблема смысла жизни в творчестве русских писателей XIX в.

Митрополит Игнатий основывал и освящал церкви и молитвенные дома для греческого населения. Храмы были построены не только  в Мариуполе, но и в греческих селах.

в них велось исключительно на греческом языке. Это способствовало национальной обособленности греческого населения и возрождению его духовной культуры. Митрополит Игнатий и греческая община, желая восстановить на берегах Азовского моря Готфийско-Кафийскую епархию, строили церкви во имя тех святых, которым они были посвящены в Крыму. В 1780 г. греками было построено 24 церкви: 4 в Мариуполе и по одной в каждом их греческих сел [5, с. 35].

Среди ревизских сказок Мариупольского уезда 1782 г. сохранилась книга переписи  духовенства. Она свидетельствует, что в это время вместе с митрополитом Игнатием в греческом округе насчитывалось 45 священнослужителей [20].

В 1780 г. Игнатий заложил для греческой общины городскую соборную Харлампиевскую церковь. Лишь четыре года проводил в ней службу митрополит Игнатий. 16 февраля 1786 г. он умер и был похоронен согласно своего завещания в Харлампиевской церкви по восточному обычаю – сидящим в архиерейском облачении в кресле.

После смерти Игнатия, Готфийско-Кафийская митрополия была упразднена. Паства митрополита вошла в состав Славянской и Херсонской епархии во главе с Никифором Феотоки – греком с о. Корфу, который был назначен на этот пост по предложению Евгения Булгариса Екатериной II 6 августа 1779 г. [2, с.79].

Архиепископ Никифор был переведен по указу Г.А. Потемкина 28 ноября 1786 г. на Астраханскую кафедру. Его место занял архиепископ Амвросий Серебрянников. При этом Славянская и Херсонская епархия была переименована в епархию Екатеринославскую и Херсонеса Таврического.

Таблица 1.

Екатеринославская епархия в к. XVIII – XIX вв. [21, с.691-692]

Славянские и Херсонские  архиепископы
Евгений (Булгарис)

 

Никифор (Феотоки)рукоположен 1.10.1775 в сан архиепископа; с 5.05.1779 на  покое

рукоположен 6.08.1779 в сан архиепископа; с 28.11.1786 архиепископ Астраханский и СтавропольскийЕкатеринославские и Херсонеса Таврического епископыАмвросий(Серебрянников) – бывший епископ Олонецкий и Каргопольский, викарий Новгородской епархии

Гавриил(Бодони-Банулеско) – бывший митрополит Молдо-Влахийский, экзарх Молдавии, Валахии и Бесарабиис 28.11.1786; с 22.12.1789 местоблюститель Молдо-Влахийский

 

с 10.05.1793 с сохранением титула экзарха Молдавии, Валахии и Бесарабии; с 21.12.1797 именовался “Новороссийский и Днепровский”; с 29.09.1799 митрополит Киевский и ГалицкийНовороссийский и Днепровский  епископАфанасий (Иванов) – бывший епископ Воронежский и Черкасскийс 1.10.1799; с 15.09.1801 архиепископ; с 4.12.1803 именовался “Екатеринославский, Херсонский и Таврический”Екатеринославские, Херсонские и Таврические епископыПлатон(Любарский) – бывший архиепископ Астраханский и Кавказский

Иов (Потемкин) – бывший архиепископ Минский и Литовский

 

Феофил (Татарский) – бывший епископ Оренбургский и Уфимский

 

Онисифор (Боровиков) – бывший епископ Вологодский и Устюжский

 

Гавриил(Розанов) – бывший епископ Орловский и Севскийс 18.08.1805

 

 

с 7.02.1812

 

 

с 19.05.1823; с 22.08.1826 архиепископ; с 15.10.1827 на  покое

 

с 28.11.1827; с 24.12.1827 архиепископ

 

 

с 22.05.1828; с 31.12.1832 архиепископ; с 9.05.1837 архиепископ Херсонский и ТаврическийЕкатеринославские и Таганрогские  епископыАнастасий(Ключарев) – бывший епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии

Иннокентий (Александров) – бывший епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский

 

Леонид (Зарецкий) – бывший епископ Костромской и Галичский

 

Платон (Троепольский)

 

 

Алексий (Новоселов) – бывший епископ Томский и Семипалатинский

 

Феодосий(Макаревский) – бывший епископ Острогожский, викарий Воронежской епархиис 22.05.1837; с 14.04.1838 на покое

 

 

с 23.04.1838; с 19.08.1853 на покое

 

 

 

с 19.08.1853; с 14.11.1864 на покое

 

 

рукоположен 13.12.1864; с 21.08.1868 епископ Томский и  Семипалатинский

 

с 21.08.1868; с 23.06.1871 член Московской синодальной  конторы

 

с 23.06.1871 – 5.02.1885

Екатеринославская епархия была очень обширной, в связи с чем ее архиерей нуждался в помощнике. С другой стороны, греки после смерти митрополита Игнатия, постоянно обращались с просьбой к правительству о назначении им своего архиерея, который был бы им близок по языку и знал бы их обычаи. Это прошение мариупольских греков поддержали греки, проживающие в Крыму [5, с.34].

Учитывая сложившуюся ситуацию, князь Г.А. Потемкин передал Екатерине II письмо, в котором указывал на тяжелое религиозное положение греков: “Греки Таврические и Мариупольские, лишась пастырей единоверцев своих Игнатия и Никифора, не могут сие сносить без чувствительности”. В связи с этим Потемкин предлагал императрице передать греков в ведомство Екатеринославского викария с титулом епископа Феодосийского и Мариупольского. Учитывая эти обстоятельства, императорским указом от 7 марта 1787 г. “по обширности епархии Екатеринославской  и по населению в г. Мариуполе и области Таврической греков” в составе епархии было создано викариатство с присвоением викарию сана епископа Феодосийского и Мариупольского. Этот сан получил архимандрит Нежинского Благовещенского монастыря Дорофей. Его паству составили все греки, которые поселились на Мариупольщине.

Читайте также:  Неделя 2-я Великого Поста: Св. Григорий Палама

Таблица 2.

Викарии Екатеринославской епархии [21, с.692-693]

Феодосийские и Мариупольские  епископы
Дорофей (Возломов)

Моисей (Гумилевский)

 

Иов (Потемкин)

 

 

Гервасий

 

Христофор (Сулима)рукоположен 2.05.1787

рукоположен 5.06.1791

 

рукоположен 27.02.1793; с 13.05.1796 архиепископ Минский и  Волынский

 

рукоположен 29.05.1796

 

рукоположен 18.04.1798; с 16.10.1799 епископ Харьковский и  Ахтырский

Викарный епископ назывался Феодосийским и Мариупольским. Его местопребыванием должен был стать Старый Крым (недалеко от Феодосии), где архиерейским домом служил дворец, построенный Потемкиным для приема императрицы во время ее путешествия в 1787 г. по Крымскому полуострову. При викарном епископе находилась духовная контора и независимая от Екатеринославской Феодосийская консистория, которая управляла церквями Крыма и землями черноморский казаков. Викариатство продолжало дело митрополита Игнатий в управлении церковной жизнью греческой общины. Феодосийский и Мариупольский викарий был ограничен в своих правах в управлении паствой. В его компетенции оставалось только руководство церковными вопросами. Гражданское самоуправление, представленное Греческим судом, имело полную независимость от духовной власти. Разница в их деятельности состояла в том, что митрополит Игнатий стремился к обособлению греческой общины от представителей других этносов, а викарные епископы способствовали сближению греческого общества с российским [5, с.35]. Викарии оказывали значительную поддержку россиянам, которые проживали в Мариуполе. На протяжении двенадцатилетнего викариатства, им руководили греческие и российские архиереи поочередно: из четырех викариев 2 – епископа Дорофей Возломов (1787-1790) и Христоор Сулима (1798-1799) были греками [22, с.14]. За время существования викариатства россиянам была передана церковь Марии Магдалины. Это было еще одним нарушением обособления греков.

16 октября 1799 г. Христофор Сулима был переведен в Харьков. После этого Феодосийско-Мариупольское викариатство было упразднено вследствие малочисленности церквей, которые ему принадлежали, и на основании указа Святейшего Синода от 16 октября 1799 г. Согласно этого указа все поселения, которые входили в юрисдикцию викариатства по гражданскому ведомству принадлежали Новороссийской губернии, и им не полагалось иметь своего архиерея, по словам из указа Синода, “смотря на малое количество в этой епархии церквей”. Июньским 1799 г. императорским указом название и границы епархий и губерний должны были совпадать. В связи с этим 16 октября 1799 г. Феодосийско-Мариупольское викариатство было упразднено [23, с.139].

В Приазовье Готфийско-Кафийская епархия просуществовала в виде викариатства 12 лет и 7 месяцев. После этого она вошла в состав Екатеринославской епархии на общих основаниях.

21 декабря 1797 года епархия получила название Новороссийской и Днепровской, а архиерей стал носить титул Новороссийский и Днепровский. В период с 1799 по 1805 г. во главе епархии находился архиепископ Новороссийский и Днепровский Афанасий (Иванов).

Императорским указом от 20 июня 1808 г. в Мариуполе для греческих церквей вводилось Мариупольское духовное правление во главе с Павлом Дмитриевским. Деятельность Мариупольского духовного правления также способствовала сближению греков с россиянами. Русские и греческие священники поочередно назначались во все церкви. Например, русские священники Демьянский – в Харлампиевскую церковь, Дмитриевский и Антоновский – в Мариининскую. В греческие церкви Мариупольского округа также назначались как русские, так и украинские священники (Юрий Чернов в Успенской церкви с. Улаклы, Дмитрий Барабаш в Николаевской церкви с. Новая Каракуба, Василий Семенов в Георгиевской церкви с. Чермалык) [24].  Они проводили службу на церковно-славянском языке.

Готфийско-Кафийская епархия, образованная в 1678 году в Крыму, прекратила свое существование после переселения крымских христиан в Приазовье. На новых землях она была восстановлена, вначале ее возглавлял митрополит Игнатий (1715-1786), а после его смерти епархия вошла в состав Славянской и Херсонской епархии. 7 марта 1787 г. на основе Готфийско-Кафийской епархии было создано Мариупольско-Феодосийское викариатство, которое было ликвидировано 16 октября 1799 г. После этих событий церкви Мариупольского уезда вошли в состав Екатеринославской епархии [18, с.203].

В 1873 г. по распоряжению преосвященного Феодосия Екатеринославского и Таганрогского во всех церквях Мариупольского уезда вводилось богослужение на церковно-славянском языке. Только в Екатерининской церкви богослужение проводилось на греческом языке [3, с.105].

Таким образом, предоставив греческому населению льготы в общественной и церковной жизни, которые они требовали накануне выхода из Крымского ханства, Российское правительство лишь частично удовлетворило их требования Жалованной грамотой, которую позднее подтвердили Павел I и Александр I. Это способствовало обособленности греческой общины от других этнических групп Приазовья. Со временем общественное и церковное самоуправление и изолированность греков стали препятствовать проведению общероссийских реформ. В связи с этим гражданское и церковное управление греческого населения Мариупольщины были подчинены соответствующим структурам местной власти [5, с.36].

Льготы греков были окончательно ликвидированы в 70-е гг. XIX в. Греческое население было уравнено в правах со всеми остальными жителями Российской Империи.

А. Гедё, доктор исторических наук, профессор ДонНУ

Д.Лебедев, кандидат богословия, ст. преподаватель МГУ

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

К 1 сентября: церковные писатели об образовании и воспитании

К 1 сентября: церковные писатели об образовании и воспитании

1 сентября – начало учебного года. Как приучить ребенка учиться? Что делать, если твой воспитанник недостаточно усерден? Ради чего учиться? Как преодолеть конфликты между детьми и родителями? Об этом – наша подборка цитат из творений церковных писателей.