Главная / Библиотека / Статьи / Праздники / Антипасха. Уверение апостола Фомы.

Антипасха. Уверение апостола Фомы.

Первое воскресенье после Пасхи именуется неделей Антипасхи. В переводе греческого название «Антипасха» означает «вместо Пасхи». То есть Церковь не противопоставляет этот день празднику Пасхи, а как бы повторяет его. С глубокой христианской древности восьмой день по Пасхе празднуется особо — как окончание Светлой Седмицы.

На Литургии в этот день полагается Евангельское чтение об уверении св. ап. Фомы, поэтому эта неделя ещё называется Фоминой Неделей.

В учении Церкви существуют самые разные понимания поведения ап. Фомы; самое распространённое — то, что ап. Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью и упрямством. «Фома неверующий» — так называют святого апостола в народе за то, что он стремился больше других разобраться в происходящем, критично, не легковерно,  относился к любому слову и событию. Но вера в нем была, причём вера глубокая, осознанная: когда Христос шёл воскресить Лазаря, именно Фома сказал: «Пойдём и мы умрём с Ним»(Ин. 11:16). Из этих слов видно, что апостол прекрасно знал о настрояниях иудеев, понимал, что они сейчас ищут любого повода, чтобы погубить Христа, но вместе с тем он не убоялся, а наоборот, самым первым выразил своё желание пострадать за Христа и с Ним. И свою веру ап. Фома подтвердил на деле — из его жития видно, что апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью: за обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелипура (Мелиапора) был заключен в темницу, претерпел пытки и, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.

Читайте также:  Чин Великого освящения воды в Свято-Троицком храме (фото)

Итак, крестная смерть Спасителя произвела на апостола Фому особенно удручающее впечатление — он словно утвердился в убеждении, что ждать больше нечего и ни о каком спасении человечества больше не может идти и речи. Он настолько сильно упал духом, что даже не был с прочими учениками в день воскресения — так как по-видимому решил, что опять настало время вернуться к прежней, обособленной жизни. Когда ученики стали рассказывать ему о воскресении Христа, то он, видя их страхи и боязнь, не поверил. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» — такие слова отвечает Фома остальным ученикам.

На восьмой день после Воскресения Господь явился ученикам, когда с ними был и Фома. Христос не стал ждать его вопросов и , свидетельствуя о том, что Он — Всеведущий Бог, Сам показал Фоме Свои раны и предложил проверить, истинны ли Его раны и действительно ли это Он Сам стоит перед апостолом. И к тому же, показывая, в каком критическом положении сейчас находится ап. Фома, прибавляет: «И не будь неверующим, но верующим».

Читайте также:  Первая песнь канона

И вера апостола после этих слов возгорелась настолько сильно, что он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!»  Этими словами Фома исповедал веру не только в Воскресение Христа, но и в Его Божество.

Но всё же эта вера основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь в назидание всем нам открывает высший путь к вере, ублажая тех, кто достигает веры без всяких чувственных удостоверений: «Блаженны не видевшие и уверовавшие…»(Ин. 20;29). И раньше Господь неоднократно говорил о том, что вера должна основываться не на чуде, а на доверии к свидетельству словом, на доверии к учению Христа.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Количество Ангелов неисчислимо, их значительно больше, чем всех людей и все они разделены на чины. Каждый чин несёт особенное служение и имеет своё название. Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных. Над всеми чинами ангелов поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») (Откр. 12:7) – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. Архангел Михаил — главный Архангел, являющийся одним из самых почитаемых.