Главная / Библиотека / Статьи / Воскресная школа как элемент церковной полноты

Воскресная школа как элемент церковной полноты

Наличие на приходе воскресной школы дееспособной, творчески продуктивной, так или иначе охватывающей своей работой если не всех, то большую часть прихожан, есть одно из обязательных условий полноты церковной жизни и конкретного прихода, как в нашем случае, в Свято-Троицком храме г. Мариуполя, так и всей Церкви, имея в виду значительное количество ее приходов, разбросанных по городам и весям.

voskresnaya shkola

Из чего мы исходим в таком суждении? Конечно, из понимания того, что есть Церковь Христова и что есть соборность ее членов. Например, апостол Павел в таких словах говорит о церковной полноте: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что’ означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4:7-16).

Читайте также:  Крещение Господне. Богоявление. (о празднике)

Заметим главные для нашей темы мысли: и созидание Тела Христова, и разные дарования членов этого Тела, и среди поставленных на служение указаны учителя, и у них то же задание, что и у остальных: к совершению святых, и синергизм взаимно скрепляющих связей, и, наконец, исполнение веры любовью.  Таким образом, наличие учителя или учителей на приходе, а также создание воскресной школы есть попросту обязательный элемент восстанавливаемой ныне в нашей Церкви полноты ее жизни. Она не может восстановиться вдруг, но должна быть настойчиво  восстанавливаема, пусть и в течение немалого времени, ибо это важно и для самой Церкви, и для общества в целом, для утверждение его духовно-нравственной жизнеспособности.

Во-первых, быть учителем есть дар Божий, ибо человек должен любить детей и любить общаться с ними, любить помогать им развиваться, совершенствоваться, создавать необходимые условия для их духовно-нравственного роста, быть личностью, которая только и может повлиять на становление других личностей. Но, во-вторых, и понимать, как это делать, ведь у педагогов специфические функции, например, они не просто устанавливают общение, а именно педагогическое общение, и, соответственно, они должны обладать специфическими знаниями и умениями, требующими специальной учебы в педагогическом вузе, а затем и практики в учебных заведениях. Наконец искушаемым может помочь только тот, кто сам был искушаем в свое время, — речь о духовном опыте, о воцерковленной жизни, да желательно такой, когда уже пройдены первые этапы воцерковления, кроме того, по возможности учитель воскресной школы должен пройти, как минимум, катехизаторские курсы.

Читайте также:  Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии

Конечно, наименование «воскресная школа» есть до некоторой степени условное название, поскольку им обозначаются нередко те церковно-приходские школы, а уже и кое-где встречающиеся, по сути, центры христианской просветительской деятельности и творчества православной молодежи, которые действуют не только в день воскресный, после литургии, но и во все дни недели.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

О Рождественском посте

О Рождественском посте

Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе, как и Великий пост, Четыредесятницей. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.