Проскомидия

За окнами ещё совершенно темно, а в алтаре горит свет, пахнет ладаном и слышны приглушённые молитвы и возгласы — это началась .

Слово «проскомидия» происходит от греческого слова проскомизо — приношу.Название проскомидии произошло от обычая древних христиан приносить от себя для Богослужения, а в частности хлеб, вино, елей и ладан. Из приношений избирались лучшие для евхаристии, а из прочих вынимались частицы в память принесших или о тех, за кого они приносили.Итак, проскомидия — первая часть Литургии, во время которой приготавливается вещество(хлеб и вино) для совершения Таинства Евхаристии.Хлеб(просфора) берётся белый, пшеничный, дрожжевой, ни в коем случае не используется черствые, испорченные и цвёлые просфоры.Проскомидия совершается на пяти просфорах — в память о насыщении Христом пятью хлебами пяти тысяч человек.Вино используется красное, напоминающее своим видом кровь.

Сразу после того, как священнослужители облачились, они проходят к жертвеннику — столу, на котором и приготовляются дары для Пресуществления.Далее, из пяти просфор выбирается большая — агничная просфора.Из неё особым образом, с воспоминанием крестной жертвы Спасителя, священник вырезает часть кубической формы — агнец.Это и есть тот самый хлеб, который будет пресуществляться в Тело Христово.
Когда агнец был вынут и приготовлен, священник полагает его на дискос и пронзает его копием со словами:»один из воинов копьём пронзил Ему рёбра и тотчас истекла кровь и вода»(Ин.19;34) и сообразно с этими словами в чашу вливается вино, смешанное с водой.
С этого момента дискос символизирует собой Церковь Христову. В центре — агнец, как глава и основание Церкви — Сам Христос.По правую сторону от агнца полагается частица, символизирующая собой Богородицу.Она вынимается из богородичной просфоры.
По левую сторону от агнца полагаются девять частиц, символизирующих собой Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, безсребренников, Богоотец Иоакима и Анны и свят.Иоанна Златоуста или Василия Великого — составителя литургии, которая совершается в этот день.Эти частицы вынимаются из девятичинной просфоры.

Читайте также:  Уроки о Божественной Литургии, проводимые в Свято-Троицком храме г. Мариуполя. Часть 1

proskomidiya
Из четвёртой и пятой просфор вынимаются частицы о живых и о усопших.Они полагаются ниже агнца.Также вынимаются частицы из просфор, подаваемых верующими, одновременно с этим читаются соответствующие поминания о здравии и спасении, о всяком добром деле, о путешествующих, благодарственные или же о упокоении усопших рабов Божиих.Эти частички полагаются вместе с частицами из четвёртой и пятой просфор.Впоследствии, в самом конце литургии, когда все желающие уже причастятся Тела и Крови Христовой, священник погрузит все эти частички в чашу, в Кровь Христа Спасителя со словами:»Отмый, Господи, грехи всех здесь нами поминаемых Кровию Твоею честною».

Заканчивается проскомидия тем, что священник покрывает Дары специальными покровами, кадит приготовленные Дары и произносит молитву, в которой просит Господа благословить  предложенные Дары и помянуть принесших эти Дары и тех, за кого они были принесены.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Главные слова праздника Крестовоздвижения

Главные слова праздника Крестовоздвижения

Текст службы Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня в 2017 году и основные песнопения праздника. Служба Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня (Всенощное бдение и Божественная Литургия) составляет праздничное богослужение. Текст содержит все песнопения и последования праздничной службы. Приводится на церковнославянском языке гражданским шрифтом с ударениями.