Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Чтение Евангелия и Псалтири по усопшим

Чтение Евангелия и Псалтири по усопшим

В Православной Церкви существует благочестивый чтения Евангелия над телом почившего архиерея или священника и Псалтири — над телом усопшего мирянина до погребения и в память его после погребения. «Какая другая может быть жертва Богу в умилостивление о предлежащем, как не сия, то есть благовествовáние о Воплощении Бога, Его учении, Таинствах, даровании оставления согрешений, спасительных страданиях за нас, «животворной Его Смерти и Воскресении» («Новая скрижаль»). Евангельское слово выше всякого последования, и потому его следует читать над почившим совершителем Таин Божиих, проповедником слова Божия.

Чтение Псалтири над усопшим диаконом или мирянином выражает материнскую заботу Церкви о своем чаде даже по смерти его. Этот обычай коренится в глубокой древности и, служа молитвой ко Господу, вместе с тем дает утешение и назидание для живых и обращает их к молитве о нем Богу. По свидетельству Четиих-Миней, апостолы провели три дня в псалмопении у гроба Божией Матери. «Постановления апостольские» предписывают: «Погребая умерших, износите их с псалмами» (кн. 6, гл. 5).

Читайте также:  Главные слова праздника Троицы

Чтение начинается по окончании последования на исход души. Над телом усопшего архиерея или пресвитера читает священник, а над телом диакона, монаха или мирянина Псалтирь может читать как церковный чтец, так и любой благочестивый мирянин, имеющий такой навык. Чтение совершается стоя, и лишь в особых случаях позволяется сидение из снисхождения к немощи читающего. В определенные моменты, по каждой «Славе», чтение прерывается возношением особой заупокойной молитвы, которая начинается словами: «Помяни, Господи Боже наш…» В Пасхальную седмицу, вообще говоря, чтение не положено, но так как Псалтирь употреблялась с первых времен христианства не только в скорбных случаях, но и для выражения радости, и так как «Апостольские постановления», указывая, как должно христианам проводить по кончине братий 3-й, 9-й, 40-й и годичный дни, говорят о 3-м дне, что его нужно проводить в псалмопениях, чтениях и молитвах ради Того, Кто в третий день воскрес из мертвых, следует заключить, что можно не отлагать чтение Псалтири над умершим в дни Светлой седмицы. Для выражения большей торжественности праздника можно делать некоторые прибавления пасхальных песнопений по прочтении каждой кафизмы и «Славы».

Читайте также:  Троицкая родительская суббота

При чтении слова Божия над телом усопшего должны присутствовать родные и близкие покойного. Если домашним и сродникам невозможно непрерывно участвовать в молитве читающего Псалтирь, то, по крайней мере, по временам им следует присоединяться своим молением к молитве чтеца; особенно уместно это во время чтения заупокойной молитвы между псалмами.

Попутно надо отметить, что к имени усопшего присоединяется слово «новопреставленный» в течение сорока дней по его кончине. К имени священно-церковнослужителей прибавляется наименование их сана: епископ, иерей, диакон, иподиакон, чтец, ктитор, монах. К имени мирянина прибавляют лишь слова «раб Божий», «раба Божия», а ребенка до 7 лет называют «младенцем». Употребление других уточняющих наименований, как то девица, отрок, жена, воин, убиенный, утопший, сгоревший и т. д. не имеет канонических оснований и не встречается в богослужебных книгах.

Каждая кафизма начинается со слов «Приидите, поклони΄мся…» и заканчивается Трисвятым по «Отче наш», затем следуют тропари и положенная на каждой кафизме (Псалтирь с последованием). На каждой статии΄ кафизмы по «Славе» читается : «Помяни, Господи Боже наш…», положенная в конце последования по исходе души, с упоминанием имени усопшего.

Читайте также:  Тексты служб Недели ваий, Благовещения и Страстной седмицы

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Димитриевская родительская суббота

Димитриевская родительская суббота

Церковный обычай молиться за умерших восходит к первым векам христианства. Тогда, в эпоху гонений, христиане, опасаясь злобы и ненависти язычников, только ночью могли провожать в последний путь своих сестёр и братьев по вере. В какой-нибудь дальней пещере или на кладбище, под покровом темноты, христиане возжигали свечи над останками святых мучеников и совершали заупокойное пение в течение всей ночи, а на заре предавали останки земле. С этих давних пор, молитвенное последование над почившими христианами называется панихидой.